Проданную за $450 млн картину да Винчи «подцветил» российский олигарх

Проданную за $450 млн картину да Винчи подцветил российский олигарх

Начальная цена лота составляла $100 млн. Торги длились 20 минут и прерывались аплодисментами и смехом в зале. Казалось, что участники аукциона не верят в реальность происходящего.

— Леонардо не самый лучший художник на свете, но он один из символов культуры, — говорит искусствовед-эксперт Алексей Расторгуев. — Наверное, покупатель не профессиональный собиратель. Получает ли он при этом аутентичное произведение искусства, которое действительно является работой Леонардо? Этот вопрос требуют дополнительных исследований. За символы люди готовы платить любые деньги. Аналогичные цены были на Сезанна и Пикассо со значимыми для них работами. Но это не значит, что эти вещи настолько лучше всех остальных, которые можно купить за $3–5 млн.

Кто купил картину, пока неизвестно. 500-летнюю работу, которая долгое время считалась утраченной (!), многие искусствоведы и эксперты называют мужской версией знаменитой «Моны Лизы», ставшей столь знаменитой из-за кражи в 1911 году.

«Спаситель мира» в последние годы фигурировал в прессе в контексте суда между швейцарским дилером Ивом Бувье и Рыболовлевым. По данным СМИ, эту картину Бувье выкупил у консорциума дилеров за $75–80 млн, а перепродал Рыболовлеву за $127,5 млн. Казалось, сделка обоим вышла боком. Бувье постоянно под судом, а Рыболовлеву пришлось спешно распродавать свое собрание. Предполагалось, что срочность продаж на фоне скандала спровоцирует большие потери и не пойдет на пользу Леонардо.

Но это не главная проблема. Автором «Спасителя мира» до 2005 года считался ученик Леонардо Джованни Больтраффио. Именно с такой атрибуцией ее продали в 1958 году на Sotheby’s за 45 фунтов (!). В 2005 году искусствовед Роберт Саймон провел реставрацию, и после расчистки от поздних записей возникла версия, что это работа не ученика, а самого учителя.

Но и тут не все просто. Чтобы сегодня считаться настоящим Леонардо, разрешение на это должны дать консорциум специалистов, музейные институции и авторитетные рыночные структуры. В 2011 году после профессиональной реставрации картину представили на выставке в лондонской Национальной галерее, которая взяла на себя ответственность за подлинность произведения и моментально добавила ему десятки, если не сотни миллионов долларов. Тогда вещь показали главным специалистам по творчеству да Винчи, нашли предварительные наброски Леонардо к ней, провели технико-технологическое исследование. Оно показало, что художник менял композицию в процессе написания (что свойственно Леонардо), в то время как на всех поздних копиях и эстампах воспроизведен именно финальный вариант композиции.

— Обычных любителей искусства смущают некоторые моменты, — объясняет главред портала ARTinvestment.ru Владимир Богданов. — Например, нередко можно услышать удивление по поводу стеклянного шара в левой руке Спасителя. В нем должно быть правильное сложное оптическое преломление. Но оно почему-то не получилось. Посмотрите сами. А ведь Леонардо был выдающимся ученым и знал толк в таких вещах. С другой стороны, коль Christie’s решилась ее выставить, значит, действительно они опирались на широкий консенсус среди экспертов в отношении подлинности. Одно дело покупать у некоего консорциума дилеров, а другое — приобретать на первоклассном аукционе, который своей репутацией гарантирует, что все в порядке. В первом случае такая картина стоит $80 млн. А во втором случае ее не боятся купить уже и за $450 312 500. Значит, у покупателя никаких сомнений не было.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Источник: mk.ru

AgentNews.ru