Одни вдохновляли своих мужей, другие крутили интриги, третьи реализовывали собственные амбиции. Имена жен выдающихся художников не всегда известны, но роль их была велика. Музей русского импрессионизма открыл выставку, которая так и называется — «Жены».
Юлия Кустодиева, жена Бориса Кустодиева
Однако вскоре Кустодиев тяжело заболел — в 1909 году проявились первые признаки опухоли спинного мозга. Биографы пишут, что когда художнику делали сложнейшую операцию, именно его жене пришлось решать, что сохранить: руки или ноги. Только так, перерезав нервные окончания, врачи могли добраться до опухоли.
Юлия Евстафьевна воскликнула: «Руки!» И последующие 11 лет, что ее муж провел в инвалидном кресле, была ему верной подругой и сиделкой. А также, по отзывам современников, — хлебосольной хозяйкой. Даже в голодное время у нее всегда находилось угощение — незатейливые коврижки из сухарей и клюквы. Близкие друзья называли ее «неутомимой Юлией». А Кустодиев, прикованный к инвалидному креслу, создал в эти годы свои наиболее яркие и зрелые работы.
Наталия Нордман-Северова, жена Ильи Репина
Крестница императора Александра II, она приглашала за стол горничных и конюхов, ратовала за восьмичасовой рабочий день (вместо 18-часового), да и вообще в конце концов отказалась от прислуги в своем доме. Для гостей накрывали специальный вертящийся круглый стол с разными блюдами, за которым сидели все вместе, в том числе и слуги. У Репиных было самообслуживание, о чем сообщали объявления по всему дому.
Начинания Наталии Борисовны зачастую вызывали насмешки окружающих, газеты не стеснялись публиковать о ней фельетоны. А многие друзья Репина ее открыто не жаловали. Например, музыкальный критик Стасов называл Наталию Борисовну «Нордманшей» и сокрушался, что его друг так к ней привязан: «Ни рожи ни кожи, а он словно пришит у ней к юбке».
Самым оригинальным нововведением хозяйки были суп и котлеты из сена, которыми она потчевала гостей. Наталия Борисовна даже написала «Поваренную книгу для голодающих», в которой предлагала свои способы накормить всех страждущих. Она отказалась от одежды из меха, поэтому зимой носила пальто из мешковины, набитое все тем же сеном. В итоге, заболев чахоткой, уехала в Швейцарию, в больницу для бедных, где и скончалась. Покидая дом, не взяла ни денег, ни ценностей.
Елизавета Потехина, жена Роберта Фалька
Справа Судейкин изобразил себя, а на переднем плане спиной к зрителю — Веру Боссе, свою вторую жену, чье отражение видно в зеркале. Брак с Судейкиным для актрисы Камерного театра и художницы Веры Боссе был третьим, однако и он распался после того, как она узнала о связи мужа с литератором Михаилом Кузминым (слева на картине).
Вскоре после разрыва она стала спутницей композитора Стравинского, который в тот момент был женат и не собирался официально разводиться. Брак Боссе с композитором был зарегистрирован только после смерти его жены, спустя почти 20 лет после их первой встречи.
Маргарита Коненкова, жена скульптора Сергея Коненкова
Однако наиболее известна ее связь с физиком Альбертом Эйнштейном. В конце 1923 года Маргарита и Сергей Коненковы отправились в США для участия в выставке русского и советского искусства в Нью-Йорке. Поездка должна была продлиться несколько месяцев, однако растянулась на двадцать с лишним лет.
С Эйнштейном Маргарита встретилась, когда Институт передовых исследований в Принстоне решил заказать Коненкову скульптурный портрет великого физика. Дружба переросла в близость в 1936-м, после смерти жены ученого. Через Эйнштейна Маргарита познакомилась с известными учеными-ядерщиками. Считается, что она передала в СССР информацию о разработке атомной бомбы.
На родину Коненковы вернулись довольно неожиданно — в 1945-м за ними прислали целый пароход, на который погрузили их личные вещи и скульптуры. В 1998 году письма Эйнштейна к Коненковой ушли с молотка на аукционе Sotheby’s.
Источник: ria.ru