Обнаружена пара черных дыр, готовых встряхнуть пространство и время

Изначально специалисты предполагали, что объект LGGS J004527.30+413254.3 или J0045+41 находится внутри самой галактики Андромеды, расположенной на расстоянии около 2,5 миллиона световых лет от Земли. Однако новые данные позволило исследователям придти к выводу, что он находится в тысячу раз дальше.

Дальнейшее компьютерное моделирование показало, что, по всей вероятности, это две сверхмассивных чёрных дыры, вращающиеся вокруг общего центра масс на расстоянии от 216 до 544 астрономических единиц. Это «всего лишь» в несколько сотен раз больше дистанции от Солнца до Земли, и в сотни раз меньше, чем расстояние от Солнечной системы до ближайшей звезды. Более того, по мнению специалистов, чёрные дыры продолжают постепенно сближаться и достаточно скоро по космическим меркам сольются воедино. Их столкновение породит гравитационные волны — своего рода «рябь» пространства-времени, возникающую при слиянии сверхплотных массивных космических объектов.

Существование гравитационных волн было теоретически предсказано около столетия назад в рамках общей теории относительности, и лишь сравнительно недавно коллаборации LIGO удалось впервые их зафиксировать, тем самым подтвердив предположение. С тех пор «поймать» гравитационные волны удавалось лишь несколько раз, и, за исключением одного случая, их порождало столкновение чёрных дыр. Единственным исключением стало недавнее столкновение нейтронных звёзд, по массе сравнимых с Солнцем, однако значительно превосходящих его по плотности.

Исследование было представлено в электронной библиотеке препринтов ArXiv.org.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram.