Планета Росс 128 b в 11 световых годах от нас может быть пристанищем для жизни

Встречайте нашего нового соседа: планета размером с Землю удалённая всего на 11 св. лет от нас может потенциально содержать жизнь.

Экзопланета Росс 128 b в представлении художника

Европейские учёные анонсировали на этой неделе открытие планеты, вращающейся по орбите близкой к нам звезды Росс 128. Планета получившая имя Росс 128 b и по оценкам имеет температурный диапазон позволяющей ей содержать жидкую воду на поверхности. Росс 128 b на данный момент является второй ближайшей к нам планетой после Проксима Центавра b находящейся на расстоянии 4,22 св. года. Ксавье Бонфилс, ведущий автор публикации с котором анонсировано это открытие, сообщает что масса планеты близка к 1,35 масс Земли.

Таким образом мы уверены что Росс 128 b это скалистая планета — говорит он. «В отличие от Проксимы Центавра, Росс 128 считается „тихой“, так что она излучает значительно меньше радиации которая может навредить жизни которой мы знаем.

Если эта новость недостаточно интересна, у неё также есть другая сторона, связанная с проектом SETI направленным на поиск внеземных цивилизаций. Ранее в этом году Росс 128 Планетарное сообщество (автор оригинальной публикации — прим. пер.) уже делало анонс по поводу этой звезды, от которой казалось шёл полу-повторяющийся сигнал. Сигнал в последствии был объяснён шумами от геостационарного спутника, но данный анонс снова вернул в игру Росс 128 как потенциально обитаемую звёздную систему. Это открытие вскоре сделает эту систему целью для множества наблюдений, включая радиотелескопы SETI.

«В свете нового открытия мы рассматриваем дополнительные наблюдения в радио и оптическом диапазоне»- говорит Эндрю Симион, директор исследовательского центра SETI в Калифорнийский университет в Беркли. „Ближайшие экзопланеты особенно интересны с точки зрения SETI, так как они позволяют искать нам и потенциально обнаруживать гораздо более слабые сигналы чем от более далёких источников.

Обитаемость

Наиболее важный вопрос: обитаема ли планета Росс 128 b?

Зона обитаемости звезды — это область зона расстояния до звезды, в которой на поверхности планеты может существовать вода в жидком виде. В зависимости от температуры звезды этот регион меняется. В нашей Солнечной системе этот диапазон по грубым оценкам находится между орбитами Венеры и Марса. Но для более холодных звёзд даже планеты расположенные ближе этого региона могут содержать жидкую воду.

Росс 128 b подпадает под этот сценарий. Родительская звезда является красным карликом, что значит меньшую массу звезды и температуру на её поверхности почти в два раза меньшей той, что имеет Солнце. Росс 128 b расположена в 20 раз ближе к звезде чем Земля и ей требуется примерно 9,9 дней для того чтобы сделать полный оборот вокруг своей звезды. Однако из-за более низкой температуры звезды это должно давать планете температуру между -60 и 20 C°. Это с высокой вероятностью помещает её в обитаемую зону, но учёные пока не могут с уверенностью этого утверждать.

Простое нахождение в обитаемой зоне не гарантирует Росс 128 b то, что она по факту пригодная для жизни. Многие планеты у красных карликов оказываются в приливном захвате, а это означает что все такие планеты оказываются всегда повёрнуты одной стороной к своей звезде, что делает одну сторону планеты намного более горячей, а другую более холодной. И оба из этих состояния не способствует поддержанию жизни.

В дополнение ко всему солнечные вспышки от таких красных карликов как Росс 128 и Проксима Центавра являются источником ультрафиолетового и рентгеновского излучения, которое является губительным для земных форм жизни. Однако так как Росс 128 является менее активной звездой чем Проксима Центавра, она является сейчас “ближайшим местом для комфортного пребывания жизни» — согласно данным Европейской южной обсерватории.

Открытие

Европейские учёные нашли Росс 128 b используя High Accuracy Radial velocity Planet Searcher или HARPS — 3,6-метровый телескоп в чилийской обсерватории Ла-Силья, работающей на разделение звёздного света на его частотные составляющие. Экзопланеты также притягивают свои звёзды и приводят к их небольшим колебаниям. Это приводит к небольшим колебаниям звёздного спектра, и следя за этими сдвигами HARPS может обнаружить наличие планет вращающихся вокруг этой звезды. В данном случае HARPS потребовался сбор данных около десятилетия чтобы обнаружить в конечном счёте Росс 128 b.

Находясь всего в 11 св. годах, Росс 128 b уже является нашим звёздным соседом, но интересно ещё и то, что эта планета собирается зайти к нам в гости: звезда движется в нашем направлении, и обгонит Проксиму Центавра в звании ближайшей к нам звезды спустя 79 тыс. лет.

Планета Росс 128 b в 11 световых годах от нас может быть пристанищем для жизни

Звезда Росс 128 находится около созвездия Девы в центре справа и выделена красным

Красные карлики и SETI

Холодные и лёгкие красные карлики являются самым распространённым типом звёзд — по крайней мере в солнечном окружении. На самом деле проще обнаружить экзопланеты вблизи красных карликов по той причине, что они являются более тусклыми (ни одна из них не видна с Земли невооружённым глазом) тем самым, не засвечивая собой своё окружение. В дополнение к этому такие близко расположенные к своей звезде планеты как Росс 128 b более заметны, что делает их более лёгкими в поиске такими инструментами как HARPS.

Красные карлики также частая цель для поисков проекта SETI, большей частью из-за их распространённости. Breakthrough Listen Юрия Мильнера на ряду с институтом SETI прослушивают радиоэфир на предмет сигналов от звёзд из нашего близлежащего окружения.

Когда команда Мендеса просматривала такие результаты обнаружили нечто необычное: некоторые странные, полу-повторяющиеся сигналы от Росс 128. Сигнал имел частоту около 5 ГГц (на данный момент широко использующийся в сетях WiFi — прим. пер.) прямо по середине типичного поискового диапазона SETI в 1-15 ГГЦ. Сигнал не выглядел локальным, так как телескоп Арэсибо не обнаружил подобных сигналов. По этой причине в июле этого года Аресибо, институт SETI, антенная решётка Аллена и радиотелескоп Грин-Бэнк снова искали сигнал от Росс 128.

Ни один телескоп ничего не услышал, а последующий анализ Breakthrough Listen принятый к публикации в International Journal of Astrobiology заключил что команда Мендеса скорее всего приняла сигнал с одного из геостационарных спутников.

Мендес сказал, что исследование окружения звезды Росс 128 это «удачный результат наших исследований», так как его команда особенно интересуется исследованиями красных карликов на наличие у них условий для жизни. Его команда планирует продолжить наблюдения этой системы.

Так что Росс 128 b является потенциально обитаемый миром, однако признаков существования инопланетян мы так и не нашли данный момент. Тем не менее этот анонс является ещё одной причиной быть заинтересованным строительством Гигантского Магелланового телескопа и E-ELT (кроме этого Тридцатиметровый телескоп в конечном счёте смог получить разрешение на строительство около 1,5 месяцев назад — прим. пер.). Все три телескопа будут иметь возможность подробно исследовать такие миры как Росс 128 b, привнося новые знания в наше представления об экзопланетах земного размера как никогда ранее.

Автор: voyager-1