© Иллюстрация РИА Новости . Алина ПолянинаИзвержение вулкана. Анимация

Сибирские ученые воссоздали процессы, происходящие в мантии Земли

В лаборатории Института ядерной физики имени Г.И.Будкера СО РАН ученые поставили эксперимент, который позволяет понять процессы, происходящие в мантии Земли во время извержения вулкана и землетрясений. Полученные в ходе эксперимента данные согласуются с ранее разработанной математической моделью. В исследовании приняли участие ученые Института геологии и минералогии им. В.С.Соболева СО РАН, Института теоретической и прикладной механики СО РАН, Института ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН, Новосибирского государственного университета (НГУ) и Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Результаты опубликованы в журнале Geochemistry International.

До сих пор человек имеет очень слабое представление о процессах, проходящих в недрах Земли во время извержений вулканов и землетрясений. При помощи мощнейших телескопов мы проникли в глубокий космос, на батискафах опустились на океанское дно, а вот проникнуть в мантию Земли и исследовать, что там происходит, пока так и не смогли. Мы знаем,  что толщина земной коры в среднем 35-45 км, сверхглубокая Кольская скважина (которая действовала до 2008 года) — 12 километров 262 метра, а о том, что происходит глубже, можем судить лишь по косвенным признакам. Наиболее достоверную информацию о процессах в недрах Земли ученые получают, досконально изучив обломки  глубинных пород (ксенолитов), вынесенных лавами при вулканических извержениях. По результатам их исследования ученые строят математические модели, которые подтверждаются на практике лабораторными экспериментами.

© Фото : Пресс-служба ИЯФ СО РАНСрез образца ксенолита.

Срез образца ксенолита.

Чтобы смоделировать процессы растворения, переноса и отложения минералов, происходящие под земной корой – в области верхней мантии, ученые создали действующую модель вулкана прямо в лаборатории.