Ученые выяснили, почему рак не всегда можно излечить

О том, что злокачественные клетки могут с момента появления быть устойчивыми ко многим препаратам, было известно уже много лет, однако в ходе исследования ученым удалось установить механизм, который за этим стоит и, вероятно, приблизились к пониманию того, каким образом этому механизму можно противостоять при лечении пациента.

Специалисты обнаружили, что в некоторых случаях у опухолевых клеток отсутствует молекула TP53TG1, которая подавляет белок YBX1. Этот белок, в свою очередь, активирует сотни онкогенов, что сводит на нет эффективность многих препаратов. Речь идет как о достаточно давно известных веществах, таких как 5-фторурацил, оксиплатинум или иринотекана, так и о некоторых разработанных недавно, в том числе ингибиторах киназы. Этим, по словам исследователей, можно объяснить и тот факт, что резистентные клетки сопротивляются, в том числе, и тем лекарствам, которые тот или иной пациент ранее не использовал: сопротивляемость в данном случае не вырабатывается, а возникает сразу.

В дальнейшем ученые планируют заняться поиском препаратов, способных преодолеть множественную резистентность опухолей. Также исследователи рассчитывают проверить, может ли активация молекулы TP53TG1 сделать рак уязвимым для химиотерапии и, как следствие, излечимым.

Свою работу специалисты из Испании, Бразилии, Германии, Чили и Японии представили в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.