Герой войны, ресторан, музей: трудная судьба ледокола «Ангара»

Герой войны, ресторан, музей: трудная судьба ледокола Ангара

Ледокол «Ангара», построенный в Великобритании в конце XIX века и спущенный на воду в поселке Листвянка на озере Байкал, перевозил вооружение и пехотинцев, участвовавших в Русско-японской войне, был свидетелем боев между «красными» и «белыми», оказался брошен на произвол судьбы, несколько раз тонул, в перестройку «работал» рестораном и танцплощадкой, а в наши дни стал музеем, посвященным развитию сибирского судоходства.

О непростой судьбе легендарного судна РИА Новости рассказал научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея Рауль Саидгареев.

Рожденные в Англии

Русско-японская война началась 10 февраля (28 января по старому стилю) 1904 года. Ровно за 11 лет до этого события — 10 февраля 1893 года — министр финансов России Сергей Витте на заседании Комитета сибирских железных дорог предложил организовать паромную переправу через Байкал, чтобы перевозить железнодорожные вагоны и поезда на участке Транссиба между двумя станциями южного берега Байкала. Для этой цели Россия заказала английской компании «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко» изготовление двух ледоколов – «Байкал» и «Ангара».

Оба они к началу войны с Японией были спущены на воду. Первый паром-ледокол «Байкал» обошелся России почти в 80 тысяч фунтов стерлингов. Он имел корпус особой прочности, двойное дно, как у тяжелых военных судов, многочисленные водонепроницаемые переборки, обеспечивающие плавучесть при получении случайных пробоин.

Двум этим судам предстояло курсировать на отрезке между станциями Байкал и Мысовая, чтобы соединить два разрозненных участка железной дороги на южном берегу озера. Паром-ледокол «Байкал» за один рейс мог перевозить 25 вагонов и паровоз, «Ангара» — 10 вагонов.

Транссиб и КБЖД

В конце XIX столетия путь из столицы России до Байкала мог занимать до трех лет. В условиях конкуренции за восточные территории в 1891 году было начато строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Оно велось во встречных направлениях из Владивостока и Челябинска.

Строили Транссиб ударными темпами, но соединить две ветки не давал Байкал. Чтобы запустить первую колею Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), надо было пробить 39 тоннелей, для предотвращения обвала горных пород соорудить 21 галерею, сделать большое количество мостов и насыпей. Все это в тяжелых климатических условиях, при отсутствии необходимого количества техники и специалистов, с помощью кирки и лопаты.

В мае того же года «Ангара» перешла к «красным» и вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами.

«Ангара», как и «Байкал» могла не пережить гражданскую войну. Но ему повезло, что во время боев в районе Листвянки по ледоколу, на котором находились «красные», стреляли пушки не белочехов, а русских офицеров. Они целенаправленно били мимо, чтобы не повредить судно, но и не дать ему при этом подойти ближе», — рассказывает Саидгареев, ссылаясь на воспоминания одного из капитанов «Ангары» Георгия Лазо.

В советское время ледокол доработал до 1949 года и был поставлен на капитальный ремонт, который длился 11 лет. Но уже спустя два года после окончания ремонта, в 1962 году, корабль перестал выходить в рейсы по причине полного износа оборудования. Несколько лет он простоял в порту Байкал, откуда затем был отбуксирован в Иркутское водохранилище. Новая жизнь ледокола началась только в 1988 году. До этого брошенное на произвол судьбы судно трижды тонуло и его трижды героически поднимали.

Вдохновителем спасения «Ангары» стал заместитель председателя президиума Иркутского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Николай Салацкий, который 18 лет был мэром Иркутска. Общественники собрали средства, необходимые для возрождения корабля.

Но и после того, как обновленный ледокол встал на прикол, судьба преподнесла ему немало сюрпризов – героическому гиганту пришлось поработать и рестораном, и танцплощадкой, и редакцией газеты.

Только в 2015 году ледокол был передан в состав Иркутского областного краеведческого музея.

Прикоснуться к истории

Сегодня в музее «Ледокол «Ангара» работает экспозиция, посвященная развитию судоходства на озере Байкал и сибирских реках. Среди экспонатов можно увидеть макет не сохранившегося до наших дней ледокола «Байкал» и других судов, которые ходили по озеру с XVII века.

На выставке также представлен фрагмент интерьера кают-компании первого класса, приборы навигации, подлинный колокол ледокола «Ангара», личные вещи капитанов судна, подаренные музею. Здесь также представлены документы и материалы, посвященные истории судоходства в Иркутской области.

© РИА Новости / Алексей СветозарскийСтавший музеем ледокол «Ангара» в утреннем тумане

Герой войны, ресторан, музей: трудная судьба ледокола Ангара

Ставший музеем ледокол «Ангара» в утреннем тумане

Одной из ключевых в экспозиции является тема самого ледокола-музея. Посетители могут погулять по палубе «Ангары» и спуститься в машинное отделение, где экскурсовод расскажет о техническом оснащении корабля. Для желающих проводится показ документальных фильмов, рассказывающих о кораблях, которые составили славу российского флота.

По словам директора Иркутского областного краеведческого музея Сергея Ступина, «Ангара» уникальна не только потому, что является старейшим из сохранившихся в мире ледоколов. «Этот корабль – гордость российского судоходства, героический труженик и боец. Долг государства — сохранить его в достойном состоянии и передать будущим поколениям», — считает Ступин.

Источник: ria.ru

AgentNews.ru