Когда и чем закончится разрекламированная кампания на севере Ирака?

Когда и чем закончится разрекламированная кампания на севере Ирака?

Пентагон и Минобороны Ирака официально заявили, что операция по освобождению Мосула началась. Привлеченные к ней войска успешно ломают оборону боевиков запрещенного в России «Исламского государства» и продвигаются по направлению к городу. «Победа близка».

Между тем отряды террористов сопротивляются, пусть не переходя в контрнаступление, но упорно защищая позиции. Неожиданно эффективно показали себя шахиды, активно прорывающиеся к наступающим войскам. И пока ни иракские военные, ни их советники не вошли даже в пригороды. Буксуют северная и южная ударные группировки силовиков, которые должны замкнуть окружение и отрезать Мосул от остальной территории, подконтрольной ИГ.

Происходящее в Ираке моментально вызвало широкую волну комментариев от экспертов и аналитиков различной степени вменяемости. При этом вразумительный рассказ о том, что реально происходит в Мосуле, найти очень сложно. Попробуем разобраться, как на самом деле идут боевые действия, каковы планы и возможности сторон.

Долго запрягали, медленно едут

Впервые о планах штурма Мосула американское военное ведомство заявило в начале года. Освобождение этого города, захваченного ИГ еще в 2014-м, должно было стать ключевым элементом в стратегии разгрома террористического государства. Падение Мосула, по расчетам Пентагона, вызвало бы обрушение обороны боевиков. Далее последовали бы несколько решительных операций иракских войск, которые, как ожидалось, в конечном итоге приведут к штурму сирийского города Ракка, неофициальной столицы «Исламского государства».

На операцию отводилось менее полугода. В соответствии с первоначальными планами в настоящее время силовики должны были завершать разгром исламских боевиков на территории Ирака и готовиться к броску в Сирию.

Возглавить столь амбициозную операцию было доверено штабу 101-й воздушно-штурмовой дивизии армии США, сменившей в начале нынешнего года в Ираке 82-ю воздушно-десантную дивизию. Следует отметить, что американские военные не выступают советниками, а именно планируют операцию и руководят штурмом.

О предстоящих успехах в Ираке и о падении ИГ до конца нынешнего года заявили не только представители Белого дома, но и сам Барак Обама. С начала операции освобождение Мосула стало превращаться в некую рекламную кампанию. Правда, штаб 101-й ВШД оптимизма политиков не разделял и предпочел не гнаться за сроками, а более обстоятельно подготовиться.

Еще в начале нынешнего года Пентагон скрытно перебросил в Ирак части и подразделения корпуса морской пехоты, в том числе несколько 155-мм гаубиц М-777. Оперативная группа морпехов, получившая название «Спартан», была развернута недалеко от Мосула, в городе Махкмор. Хотя гаубицы и не доставали до захваченного боевиками города, но позволяли накрыть огнем все его пригороды.

Только приступив к планированию операции, штаб «Кричащих орлов» (Screaming Eagles, название 101-й ВШД) выяснил, что заранее сосредоточить иракские войска для штурма не получится. Боевики выезжали из города на вооруженных пикапах и атаковали иракских военных и полицейских, нанося им серьезные потери. Более того, игиловцы прорывались даже в тыловые районы и там громили склады и хранилища иракской армии. Понятно, что в такой ситуации ни о каком наступлении не могло быть и речи.

Поэтому задача «Спартана» формулировалась предельно просто – остановить передвижения боевиков и отогнать их в сторону Мосула. С помощью беспилотников, а также иракских мобильных патрулей выявлялись места сосредоточения машин боевиков, их ремонтные мастерские и маршруты следования. После в дело вступала артиллерия. Для защиты огневой базы, где стояли М-777, была развернута стрелковая рота морской пехоты. И ее бойцы также вели контактные бои с игиловцами, стремясь загнать их в Мосул.

Одновременно в игру вступили подразделения «зеленых беретов» и рейдеров корпуса морской пехоты, задачей которых стала подготовка частей и подразделений иракской армии и полиции, которые пойдут штурмовать город. Только после выполнения этих двух условий – загнать боевиков в Мосул и запереть их там, а также подготовить иракских военных – штаб 101-й ВШД планировал приступить к штурму.

Но выполнить эти задачи оказалось крайне сложно. Фактически они так и не были решены до октября. Активность боевиков снизилась, но они продолжали набеги из Мосула. Совместными усилиями американских спецназовцев и присоединившихся к ним английских, французских, австралийских и даже голландских военных удалось кое-как подтянуть индивидуальную подготовку иракцев. Но без советников они моментально терялись, впадали в панику, а работа командиров вообще отсутствовала.

Но Вашингтон начал выражать нетерпение, потому с опозданием на пять-шесть месяцев штурм Мосула начался.

Со стороны Ирака в бой пошли наиболее подготовленные соединения: 15 и 16-я пехотные дивизии, а также части и подразделения 9-й танковой дивизии. Также к операции привлечены отряды полицейского спецназа и местного ополчения.

Точное количество западных военнослужащих неизвестно, но по предварительным данным, в штурме участвуют до батальона «зеленых беретов» и примерно столько же рейдеров корпуса морской пехоты, действующих в качестве советников в иракских военных и полицейских частях и подразделениях. Помогают американским коллегам около сотни австралийских спецназовцев и порядка двухсот канадцев.

Также в район переброшены батарея М-777 и несколько пусковых установок реактивных систем залпового огня HIMARS из состава 2-й бригады 101-й ВШД. Французские военные помогли четырьмя самоходными 155-мм гаубицами «Цезарь».

Жертв будет много

План операции достаточно прост и вовсе не из-за слабости боевиков. Уровень иракских командиров весьма низок, потому участвовать в сложной операции, где сочетаются решительные глубокие маневры, обходы и прорывы, они банально не готовы. Поэтому наступление на Мосул неспешно идет с трех направлений. Войска занимают городки и деревушки, после чего отдают их на зачистку полицейским. Наступление идет при массированном артиллерийском огне и авиационных ударах.

Действуют четыре группы. Одна с севера наступает по дорогам № 1 и № 2. Цель – выйти в пригород и установить там блокаду. Вторая группа выполняет аналогичные задачи с юга. Встретиться обе группы должны на западных окраинах Мосула. Так будет создана «наковальня».

«Молотом» станут две группы, наступающие с востока, со стороны городов Бартелла и Башик. Они завершат окружение Мосула. После чего на штурм пойдут несколько отрядов коммандос при поддержке танков и боевых машин 9-й танковой дивизии. Не исключено, что в городских боях примут участие и морпехи группы «Спартан», пока находящиеся в резерве штаба операции.

«Молот и наковальня» – это классический план противопартизанской операции. Никаких «Громовых прорывов», как было при штурме Багдада в 2003-м, ни бросков на десятки километров с обходом ключевых позиций боевиков и высадкой вертолетных десантов. Просто медленное наступление под прикрытием непрерывного огня артиллерии.

Следует отметить, что еще до начала штурма боевики в целом вскрыли районы сосредоточения иракских военных, а также разгадали план американского командования. Стратегия ИГ исходит из того, что Вашингтон не может ждать еще несколько месяцев: США нужна быстрая победа. Поэтому штаб операции постоянно торопят.

А это заставляет командование 101-й ВШД гнать иракские части на не подавленные артиллерийским огнем и авиаударами позиции боевиков, что ведет не только к чрезмерным потерям у штурмующих, но и к снижению боевого духа. Так уже было при неудачном штурме Мосула в 2015 году. Понеся потери, иракские войска отступили от города, а часть просто дезертировала.

Поэтому вместо маневренной войны с рейдами пикапов боевики предпочитают вести жесткую контактную оборону и наносить удары смертниками, которые серьезно деморализуют наступающих.

Но и у этого плана есть изъяны. Иракские военные, которых ведут в бой американские спецназовцы, вряд ли побегут, как было в 2015 году. Артиллерийский кулак, контроль над которым держит штаб 101-й воздушно-штурмовой дивизии, пока показывает себя достаточно хорошо в уничтожении позиций ИГ.

Правда, впереди самое главное событие операции – собственно штурм Мосула. Как показывает опыт, даже элитные иракские коммандос, ведомые в бой американскими коллегами, очень быстро выдыхаются и начинают покидать поле боя. Поэтому руководство операции и держит в рукаве козырь – морпехов из тактической группы «Спартан».

Но даже при самом удачном раскладе освобождение Мосула вряд ли состоится в ближайшее время. Нам еще предстоит увидеть кровавое зрелище – штурм густонаселенной агломерации под массированным артиллерийским огнем с применением бронетехники и авиации. Назвать точные сроки окончания этой мясорубки не получится. Ведь достаточно вспомнить, что иракскую Фаллуджу в 2004 году целая дивизия американской морской пехоты при массированной поддержке всей авиации группировки не смогла взять несколько раз. Понеся потери, морпехи отходили и повторяли все снова. На установление полного контроля над городом ушло почти девять месяцев.

 

 

Источник: vpk-news.ru

AgentNews.ru