Между Россией и Турцией официально заключено соглашение по газопроводному комплексу «Турецкий поток». Как сообщил руководитель «Газпрома» Алексей Миллер, стороны договорились, что морским участком газопровода займется российская сторона. Поставки топлива по первой нитке газопровода будут целиком предназначены для турецкого рынка.
Стоит ли после эффектного подписания документов о строительстве «Турецкого потока» рассчитывать на перспективы сотрудничества в газовой сфере, рассказал ведущий эксперт центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
— Я считаю, что в данном случае мы пошли на поводу у Турции. И вполне вероятно, что и в этот раз потеряем свои деньги. Подводную часть трубопровода мы будем строить за свой счет. Более того, Турция будет требовать от нас более низких цен на газ, иначе она не будет его покупать. Вторая ветка вообще предназначена для Европы, а если разрешения на ее строительство Евросоюз не даст, то фактически мы прогорим. Я не уверен, что ради желания насолить Украине мы должны действовать именно таким образом.
— А что нам надо было делать?
— Ничего не делать, «Северный поток — 2» запустить, а остальное просто не поставлять в Европу. «Газпром» зациклился на экспортных поставках, превратился в аппарат по выкачиванию российского газа за рубеж, вместо того чтобы развивать газификацию собственной страны. У нас «Газпром» для чего существует? Чтобы Европу газом снабжать или чтобы наших граждан газом обеспечить? Газ вообще чей, европейский или наш? «Газпром» — это чья организация? Это личная организация Миллера? Они какие-то там дела решают с Европой, наверное, акции какие-нибудь покупают, имеют какие-нибудь компании в Европе. А то, что люди сидят здесь у нас в европейской даже части России, я не говорю уже о Сибири и Дальнем Востоке, без газа, их не волнует. Президент несколько раз Миллеру говорил о том, что надо газифицировать Россию, но что-то не видно усилий со стороны Миллера.
РАО ЕЭС (Российская энергетическая компания, существовавшая в 1992-2008 годах. — Ред.) в свое время, как и «Газпром», занимался разными гигантскими экспортными проектами. Был даже проект через Грузию и Армению поставлять электроэнергию в Турцию. Я сейчас представляю — вложились бы мы в это дело и столько было бы проблем сейчас, там бы отключали, воровали энергию, не платили. Потом турки бы не покупали энергию по той цене, которую мы предлагаем. С этим гигантизмом надо покончить в определенной степени. Я считаю, что правильно ликвидировали РАО ЕЭС. Другое дело, что на его месте возникли региональные монополисты. И как с ними бороться — это уже другой вопрос.
На нефтяном же рынке у нас, к сожалению, сложилась олигополия, то есть несколько компаний, которые договариваются о ценах на нефть. И то, что происходит с ценами на нефть в России, — это совершеннейшее безобразие. На мировом рынке цены на нефть в два раза упали, а у нас бензин все дорожает и дорожает. А ФАС ходит как бы под «крышей» этих самых компаний, ничего сделать не может. Понятно, что бензин производить дорого, что цена на него выше, чем на сырую нефть. Но если нефть в два раза падает, значит, и бензин должен существенно понизиться — это же очевидно. А он повышается. То есть они, когда надо, повышают, но никогда не понижают цены, потому что нет нормальной конкуренции.
Напомним, договор по строительству газопровода в Турцию был заключен по итогам личных переговоров президента России Владимира Путина и турецкого президента Реджепа Эрдогана.
Проект транзита российского газа под названием «Турецкий поток» разрабатывался еще до инцидента с российским бомбардировщиком, сбитым турецким истребителем в небе Сирии в ноябре 2015 года. После инцидента Россия объявила антитурецкие санкции и стала сворачивать торгово-экономическое сотрудничество. После официальных извинений турецкой стороны и переговоров Путина и Эрдогана в Санкт-Петербурге тема «Турецкого потока» была реанимирована, и обе стороны выразили готовность продолжить работу над этим проектом.
Как ранее рассказал украинскому изданию «Слово и дело» сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, для Украины даже строительство первой ветки — весьма негативный сценарий.
«Это минус потенциальных 15 миллиардов кубических метров, что очень болезненно и ощутимо для украинской ГТС, которая при текущих тарифах и при 60 миллиардах транзита находится на точке рентабельности. Все, что ниже 60 миллиардов на транспортировку, — уже не рентабельно для нашей ГТС. Если будут реализованы «Турецкий поток» и «Северный поток-2», то Украина окажется в плохом положении. «Укртрансгаз» уже готовится к этому, разрабатывая сценарий с существенным падением транзита», — рассказал Дмитрий Марунич.
Источник: newsdiscover.net