Молодой российский режиссер Кантемир Балагов получил награду ФИПРЕССИ в Каннах

Молодой российский режиссер Кантемир Балагов получил награду ФИПРЕССИ в Каннах

В день премьеры его фильма «Основано на реальных событиях» собрался кинематографический бомонд. По звездной дорожке прошел Эдриан Броуди, сыгравший у Поланского главную роль в «Пианисте», отмеченном в Каннах «Золотой пальмовой ветвью» в 2003 году. Ума Турман, которой надо было спешить в другой зал как председательнице жюри конкурса «Особый взгляд», все-таки решила поприветствовать 83-летнего классика, которому все никак не простят давнюю страсть к юной девочке. Прошествовал по красной дорожке и французский актер Матьё Амальрик, которому предстояло через полчаса получать награду «Особого взгляда» за свой весьма скромный режиссерский опус «Барбара» от Умы Турман. Роман Полански вместе с режиссером Оливье Ассаясом написал на основе реальных событий и уже существующего романа сценарий фильма с незатейливым названием «Основано на реальных событиях». В роли успешной писательницы, переживающий кризис, снял свою жену Эммануэль Сенье. Знакомство с поклонницей ее творчества — демонической особой в облике роскошной красавицы Евы Грин — изменило размеренную жизнь, придало ей новые ощущения. Эта картина куда лучше предыдущего фильма Полански «Венеры в мехах». Все-таки Оливье Ассаяс умеет придать любой истории терпкость и чувственность, но до опасной черты героини не дошли. Зато на фотоколе актрисы поддали жару, разыграв сцену с поцелуями. В любом случае, это очень даже энергичный фильм для такого ветерана, как Полански.

Молодой российский режиссер Кантемир Балагов получил награду ФИПРЕССИ в Каннах

В то время как публика глазела на звезд во главе с Умой Турман, ей самой пришлось поспешить в соседний зал, чтобы участвовать в церемонии закрытия «Особого взгляда» и раздавать призы победителям. Открывал его очень средний фильм «Барбара» Матьё Амальрика, который тем не менее отмечена за поэтический нарратив. Для Франции Амальрик — практически «наше все», как и его героиня — шансонье Барбара. Главным победителем «Особого взгляда» стал иранский режиссер Мохаммад Расулоф с картиной «Человек с принципами». Его 35-летний герой вел уединенную жизнь в деревне с женой и сыном, разводил золотых рыбок, которые, по словам режиссера, считаются символом жизненной энергии в Иране. Но однажды все они погибли. На них налетели полчища птиц и буквально разодрали. И это неспроста. Монополию в этих краях держат серьезные люди. Здесь процветают взятки, так что простому человеку спокойно жить и работать не дадут. Все решают политика, деньги и власть.

В 2010 году Мохаммад Расулоф был арестован вместе с опальным иранским режиссером Джафаром Панахи за критику режима. В 2013-м получил на Каннском фестивале приз ФИПРЕССИ за фильм «Рукописи не горят», а когда вернулся на родину, у него конфисковали паспорт прямо в тегеранском аэропорту.

«Тесноту» ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова Ума Турман и ее коллеги по жюри не отметили, зато несколькими часами раньше молодой режиссер получил не менее ценную награду мировой кинопрессы. «Теснота» отсылает нас в конец 90-х. Все происходит в Нальчике. Как рассказал «МК» Кантемир Балагов, снимал он в основном в Санкт-Петербурге, в павильоне. А саму историю о похищении только что помолвленных молодых людей из двух еврейских семей ему рассказал отец. Дарья Жовнер, сыгравшая главную роль, впервые оказалась на Северном Кавказе, а такое ощущение, что она родом оттуда, многие приняли ее за актрису из Кабардино-Балкарии.

— Как вы думаете, на родину вернетесь героем или вам достанется от земляков, — спрашиваю у Кантемира.

— Думаю, не всем понравится этот фильм. Сомневаюсь в том, стоит ли его вообще там показывать.

— Фильм основан на реальных событиях и на воспоминаниях, — говорит Кантемир Балагов. — Мне важно было показать межнациональные отношения, которые часто становятся источником конфликтов. Название «Теснота» появилось неслучайно. Здесь несколько смыслов. Внутри человека бывает настолько тесно, что не хватает места для близких людей. Все заполнено только собой. И нескольким народам может быть тесно на одной территории. Есть теснота внутренних традиций и менталитета. Я не собирался выезжать на еврейской тематике, прекрасно понимал, что меня в этом станут упрекать, говорить, что сделал это, чтобы оказаться на Каннском фестивале. Это реальный случай. На Северном Кавказе не воровали кабардинцев или балкарцев. Кому нужны проблемы с коренным населением. А еврейская диаспора не так защищена, никто за ее представителей заступаться не станет. Само похищение происходит за кадром, мы его не показываем. Для меня в этой истории важнее семейные отношения. А похищения в 90-е годы случались часто, воровали даже граждан Израиля с целью последующего выкупа. У еврейского народа тогда был небольшой рынок, где они торговали редким по тем временам товаром, вроде пепси-колы и «сникерсов». Многих шокирует кассета, которую я использовал, но я на это и рассчитывал, хотел точнее определить контекст времени. Нальчик рядом с Чеченской Республикой, и война в любой момент может перекинуться на его территорию. Когда мы были подростками, такие кассеты, где мучают и убивают людей, ходили по рукам. Ощущения они вызывали странные. Смерть завораживала. Мне хотелось поделиться со зрителем своим давним ощущением, но в первую очередь это важно было для контекста.

Молодой российский режиссер Кантемир Балагов получил награду ФИПРЕССИ в Каннах

Кантемир Балагов учился на курсе Александра Сокурова в университете в Нальчике.

— Я поступил сразу на третий курс, — рассказывает он. — Оказался там после Ставропольского университета, где изучал бухгалтерский учет. Понял, что это не мое, начал снимать. Друг посоветовал отправить свои работы Александру Николаевичу. Так я стал у него учиться. Пока мы учились, Александр Сокуров запрещал нам смотреть его фильмы — не хотел, чтобы его влияние на нас каким-то образом распространялось. Он учил нас быть профессионалами, а авторский почерк мы уже должны были вырабатывать сами. Александр Сокуров стал художественным руководителем моего фильма, был с нами постоянно, помогал во время подготовительного периода и постпродакшна. На съемках присутствовал 2–3 дня, потому что ставил пьесу Бродского в Италии. Он отслеживал работу художника, кастинг, помог с монтажом, но не давил авторитетом. Мы снимали в октябре 2016 года. В марте стало известно, что фильм берут на Каннский фестиваль. Дашу Жовнер нашли в Москве. Она закончила Школу-студию МХАТ, курс Виктора Рыжакова. Актеров долго искали, и пробы были долгими.

Как выяснилось, в картине нет государственных денег, кроме небольшой суммы Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Остальные средства выделили частный инвестор и фонд Александра Сокурова «Пример интонации». Министерство культуры проект не поддержало. Уже в марте стало известно, что фильм берут на Каннский фестиваль.

Источник: mk.ru

AgentNews.ru