В начале шестидесятых годов прошлого века неподалеку от Няндомы Архангельской области, куда мы отправились на четырех машинах арктик-теста, появился неприметный военный городок, в котором поселились летчики. Жизнь в гарнизоне по среднесоветским меркам была сказочной: московское обеспечение, образование по столичным нормам, дефицитные товары и продукты. Правда, душила секретность: в/ч 90534 (она же объект Каргополь-2) относилась к 12-му Главному управлению Министерства обороны СССР — органу, отвечавшему за ядерно-техническое обеспечение и безопасность. Объект представлял собой арсенал (разумеется, подземный), где хранились авиационные боеголовки и крылатые ракеты, в том числе с ядерной боевой частью — с заводов их доставляли по железной дороге.
Сегодня объект Каргополь-2 — один из районов Няндомы
Позже неподалеку началось строительство аэродрома, на котором должны были базироваться бомбардировщики Ту-22 М3. А после того, как в ноябре 1988 года СССР провел успешные испытания многоразового космического челнока Буран, по Каргополю-2 поползли слухи, что их аэродром как-то связан с этой программой. И хотя никто ни разу не видел документального подтверждения этому, пытливые краеведы настаивали на своем, цепляясь за косвенные признаки. Главный вопрос: для чего построили избыточно длинную для бомбардировщиков взлетно-посадочную полосу — аж 4000 метров? Ответ, скорее всего, мы никогда не узнаем.