Сюжет Эксклюзивы РБК Счетная палата установила ряд проблем в работе Росавтодора по снижению объемов незавершенного строительства и затрат по итогам 2023 года. Эффективность принятых агентством мер аудиторы посчитали недостаточной
Счетная палата выявила ряд недостатков в работе Федерального дорожного агентства (Росавтодора) по сокращению объемов незавершенного строительства и произведенных затрат в 2023 году. РБК ознакомился с заключением аудиторов.
Так, по состоянию на 1 сентября прошлого года у Росавтодора насчитывалось 374 объекта незавершенного строительства (в том числе 241 — в стадии строительства) и затраты более чем в 1 тыс. проектно-изыскательных работ, включая 29 на стадии проектирования. Эффективность мер, направленных на снижение объемов этих проектов, в Счетной палате сочли «недостаточной». В качестве примера приводится сокращение количества приостановленных проектов за шесть лет (с января 2017 года по сентябрь 2023-го) — с 79 до 72 единиц и рост их стоимости с 3,6 млрд до 8,9 млрд руб., количество и объем нереализованной проектно-сметной документации увеличились с 959 до 1 тыс. единиц и с 11,6 млрд до 15,9 млрд руб. соответственно.
«Не осуществление в дальнейшем строительства по разработанной проектно-сметной документации и приостановка (заморозка) строительства приводят к снижению эффективности расходов федерального бюджета», — отметил Валерий Богомолов, аудитор палаты. Количество «проблемных» объектов — строительство которых приостановлено, объектов без подтверждающих завершение работ документов — составляет 88 единиц (23,5%) с объемом капитальных вложений на сумму около 9 млрд руб.
Что такое Росавтодор
Федеральное дорожное агентство управляет госимуществом в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автодорог, и обеспечивает транспортную безопасность. Управление сетью федеральных автодорог осуществляется агентством напрямую и через систему учреждений, которые осуществляют функции оперативного управления автодорогами федерального значения и искусственными сооружениями на них и обеспечивают безопасное и бесперебойное движение транспорта. В структуре Росавтодора такие функции закреплены за 30 подведомственными учреждениями.
По состоянию на начало 2024 года протяженность федеральных автодорог составляет более 66 тыс. км. Из них в ведении Росавтодора — 61,2 тыс. км, остальные — почти 5 тыс. км — в доверительном управлении госкомпании «Автодор». Агентство также управляет 7,5 тыс. мостов и путепроводов, 47 автодорожными тоннелями и 691 пешеходным переходом в разных уровнях.
Среди нарушений в Федеральном дорожном агентстве аудиторы также указали:
Основная доля направленных Росавтодором предложений по включению объектов в федеральную адресную инвестпрограмму (ФАИП) приходилась на проектно-изыскательные работы — 77,2%, в ФАИП было включено 63,9% из них. Превышение их количества в сравнении с количеством строительно-монтажных работ привело к нереализованной сметной документации. С учетом включенных в ФАИП проектов эти количество и объем составляют 972 единицы и почти 13 млрд руб. При этом документация по 780 объектам капитального строительства на сумму 6,4 млрд руб. не может быть реализована из-за утраты актуальности.
«Указанный факт свидетельствует о возможности оптимизации количества планируемых проектно-изыскательных работ и расходов Росавтодора на их оплату, при этом высвободившиеся средства могут быть направлены на финансирование строительно-монтажных работ», — говорится в заключении СП.
Расходы федерального бюджета в 2017–2023 годах на разработку проектно-сметной документации оцениваются в 13,7 млрд руб., 6 млрд руб. (43,8%) из них ушли на неиспользованную в дальнейшем документацию.
С учетом проведенного анализа палата разработала перечень предложений, которые позволили бы урегулировать проблемы в работе Росавтодора по сокращению замороженных проектов. Так, правительству предлагается поручить Минтрансу совместно с агентством «проработать вопрос об определении оснований и критериев отбора проектов по строительству, реконструкции и обустройству автодорог, в том числе для выполнения проектно-изыскательных работ, а также подготовке предложений для включения в ФАИП этих объектов с одновременным включением затрат на строительно-монтажные работы» до 30 ноября этого года.
Самому Росавтодору — поручить подведомственным ему структурам проработать вопросы: во-первых, восстановления недостающих документов — первичных отчетных, по вводу объектов в эксплуатацию и проектно-сметной документации; во-вторых, об отнесении затрат по фактически введенным объектам капитального строительства в части строительно-монтажных работ в состав основных средств.
Также Росавтодору необходимо до конца ноября 2024 года провести инвентаризацию незавершенных строительных проектов в соответствии с требованиями нормативных и методических документов в части «отражения в инвентаризационных описях данных о характере выполненных работ» с указанием причин их приостановки, а также обеспечить своевременное направление в Федеральное казначейство и дорожное агентство документов о результатах этого анализа для отражения в бюджетном учете и отчетности за 2024 год.
РБК направил запрос в пресс-службу Росавтодора и Минтранс.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram
Главное для большого бизнеса СберПро Исследование
Самые востребованные цифровые профессии
в России сегодня
СберПро Интересное
Трудности найма. Как подбирают и удерживают производственный персонал
СберПро АПК
Как российские производители ищут путь к сердцу потребителя
СберПро Промышленность
Тренды производства и торговли минеральными удобрениями
СберПро Интересное
Технологии рекламы. Как за два года изменились цифровые коммуникации
СберПро Бизнес
На стороне бизнеса: дискуссионный проект о трендах и стратегиях развития в новой реальности
СберПро Промышленность
Живой организм. Кто и зачем развивает биотехнологии в России
СберПро Интересное
Четыре кита цифровизации. На что делают ставку компании-лидеры
СберПро Интересное
Фактор успеха. От чего зависят результаты цифровой трансформации
СберПро Главное
Кейсы лидеров бизнеса. Мнение ведущих экспертов. Актуальные тренды в отраслях экономики
, ПАО Сбербанк
Авторы Теги
Источник: www.rbc.ru