Алексей Кудрин с 2000 года в течение 11 лет был министром финансов и вице-премьером по совместительству. За эти годы он выстроил уникальную систему финансового грабежа России, которую окрестили кудриномикой. За это он неоднократно удостаивался своими западными хозяевами звания лучшего министра финансов года. И хотя Кудрин уже 6 лет находится в тени, разработанная им система грабежа страны не только продолжает действовать, но и развивается его последователями в правительстве России.
Суть этой системы незамысловата. Она заключается в максимизации доходов так называемой элиты за счёт минимизации доходов основной части населения страны. При этом минимизируются не только денежные доходы населения, но и все социальные гарантии, а также бюджетные расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, экономику, оборону, охрану окружающей среды и т.д.
Вот как это выглядит. Выступая 8 ноября на заседании Совета Федерации, председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, отметила, что за первые три квартала 2017 года финансирование по разделу «Здравоохранение» сократилось на 42,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом в 20 регионах отмечается снижение в три с лишним раза.
И хотя последователи Кудрина стараются изо всех сил гробить Россию, ему всё кажется мало. На днях он выступил с очередной порцией призывов поднять возраст выхода на пенсию до 65 лет. Мол, оттягивать решение уже попросту нет возможности: страна стареет, работать скоро станет некому. Денег на содержание всё прибывающей армии стариков взять попросту неоткуда.
Доказательство – недавние махинации правительства, которое не провело индексацию пенсий и умыкнуло у пенсионеров накопительные взносы. Привёл и вообще «убийственный» факт: за последние 7 лет расходы на пенсии выросли на 3% ВВП, что составляет около 2,5 триллиона рублей в год – «почти столько же, сколько мы тратим на всё образование в стране. Получается, чтобы платить даже нынешние пенсии, нам нужно отказаться от инвестиций в образование, медицину, строительство новых дорог, будущее наших детей», причитает он.
Только ложь это. Если мы сравним расходы федерального бюджета (по отчётам Минфина), то обнаружим, что за упомянутые им 7 лет расходная часть федерального бюджета выросла на 9 триллионов рублей: с 10,1 в 2010 году до 19,1 триллиона в 2016-м. Если даже вычесть из этой суммы рост пенсий на 2,5 триллиона рублей, то на увеличение инвестиций в образование, медицину, строительство новых дорог у правительства осталось дополнительно ещё 6,5 триллиона рублей.
Но ведь и это – ложь. Из федерального бюджета платятся пенсии только госслужащим и служащим силовых структур, которые составляют 9,2% от общего числа пенсионеров. Пенсии всем остальным платятся не из бюджета, а из страховых взносов работодателей в Пенсионный фонд. Так что к финансированию образования, медицины, строительства новых дорог рост их пенсий вообще никакого отношения не имеет.
А что же мы имеем на самом деле? Действительно ли в России так плохо с деньгами? Обратимся к официальной статистике, хотя она и очень старается приукрасить российскую действительность.
В 2016 году, по данным Росстата, валовой внутренний продукт (ВВП) в стране составил 85,9 триллиона рублей. Согласно отчёту Пенсионного фонда РФ (ПФР), в 2016 году страховых взносов было собрано 4,1 триллиона рублей. Взносы уплачивались в размере 22% от начисленной зарплаты. То есть начисленная зарплата составила 18,6 триллиона рублей, а на руки – за вычетом налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – работники получили– 16,2 триллиона. Это составляет 18,9% валового внутреннего продукта.
Согласно тому же отчёту на все виды пенсий было потрачено 6,5 триллиона рублей или 7,6% ВВП. То есть на долю работающих и пенсионеров пришлось 26,5% ВВП – чуть больше четверти (см. диаграмму). Стипендии и пособия у нас составляют сотые доли процента ВВП и не ощутимы при таких расчётах.
Диаграмма. Распределение ВВП между работающими, пенсионерами и
«состоятельными гражданами» (данные ПФР)
Как видим, денег в стране предостаточно. Но на зарплаты и пенсии их «не хватает». Причина банальна: почти 3/4 доходов уходит в бездонные карманы, скажем так, состоятельных граждан, в том числе 132 тысяч долларовых миллионеров и миллиардеров. Их число только за 2016 год, по сообщениям информагентств, выросло на 10%. Именно рост благосостояния этой публики и является главной целью российских властей. И пока оно растёт, благосостояние работающих и пенсионеров, даже по данным Росстата, неуклонно сокращается четвёртый год подряд.
И такая картина в распределении ВВП – не какое-то исключение, характерное только для сегодняшнего дня. Давайте сравним нынешнее распределение, скажем, с 2012 годом.
Тогда ВВП, по данным Росстата, составил 66,9 триллиона рублей. По отчёту Пенсионного фонда, страховых взносов было собрано 3 триллиона рублей при тех же 22% от начисленной зарплаты, которая таким образом составила 13,6 триллиона рублей, а за вычетом НДФЛ – 11,8 триллиона. Это 17,6% ВВП.
На пенсии было израсходовано 4,5 триллиона рублей или 6,7% ВВП. Если сложить их доли, то работающие и пенсионеры вместе получили 24,3% ВВП. То есть их доля была ещё меньше, чем в 2016 году.
Но при этом среднегодовой курс рубля в 2012 году был 31,09, а в 2016-м – 67,03 рубля за доллар. Таким образом, доход работающих 2012 году составил 380 миллиардов долларов, а в 2016-м – только 242 миллиарда. То есть реальнее благосостояние работающих граждан в России сократилось (даже если не учитывать долларовую инфляцию) на 36,3%.
То же самое произошло и с пенсиями. Если в 2012 году доход пенсионеров составил 145 миллиардов долларов, то в 2016-м – только 97 миллиардов. То есть их реальное благосостояние снизилось на 33,1%. Поэтому о «слишком быстром» росте расходов на пенсии, про которые толкует Кудрин, речи не идёт вообще. Реально произошло их сокращение на треть. А зарплаты сократились ещё сильнее.
Однако в рукаве у господина Кудрина и его последователей припрятан ещё один козырь. Это «теневые» доходы. С их помощью Росстат проводит «дооценку» валового внутреннего продукта. Регулируя размер этой «дооценки» он обеспечивает, когда это нужно начальству, рост ВВП при отсутствии такового. В 2016 году, например, «дооценку» определили в 20,5% от итогового размера ВВП.
«Теневой» сектор в российской экономике, действительно, имеет место быть, хотя его фактический размер никому не известен. Кудрин и его нынешние последователи в Минфине, уверяют, что это – зарплата «в конвертах» и доходы самозанятых граждан.
Вот только очень трудно представить себе, что случайные, по большей части грошовые, приработки самозанятых в ремонте квартир и частном извозе вместе с ничтожной долей зарплат «в конвертах» превышает доходы всех официально работающих граждан (20,5% против 18,9% ВВП). Последних у нас всё-таки подавляющее большинство.
Да и заработки у многих категорий госслужащих, а также служащих в корпоративном секторе исчисляются сотнями тысяч и миллионами рублей в месяц, а то и в день. Только в Москве, где сосредоточено большое количество таких высокооплачиваемых должностей, «белая» зарплата, по последним данным Мосгорстата, составила в среднем 92 тысячи рублей в месяц.
В реальности «теневые» доходы, по меньшей мере, на 90% состоят из казнокрадства, коррупционных и других криминальных «заработков» нетрудового характера. Их настоящий размер никому не известен, но масштаб, как все признают, огромен. А те 1–2% ВВП, приходящиеся на самозанятых и получающих зарплату «в конвертах» граждан, никак не меняют общую картину распределения созданного в стране валового внутреннего продукта.
Кудрин и его последователи утверждают, что уменьшать долю состоятельных граждан в ВВП нельзя, потому что именно они инвестируют деньги в экономическое развитие страны, а не работающие и пенсионеры с их мизерными доходами. Без этих инвестиций экономика страны просто рухнет.
Однако все видят, что эта публика «инвестирует» свои шальные доходы в замки и дворцы в самых дорогих городах и весях Европы и мира, в роскошные яхты и личные самолёты за сотни миллионов долларов и т.д. Собственные деньги в развитие производства в стране вкладывают лишь немногие из них, причём далеко не самые богатые.
Например, лучший друг бывшего московского градоначальника по криминальному бизнесу в «Черкизоне» Тельман Исмаилов построил отель в Анталье за 1,5 миллиарда долларов – самый дорогой как в Турции, так и в Европе. На его отделку ушло 10 тысяч квадратных метров листового золота (гектар!), 23 тысячи квадратных метров итальянского мрамора, полмиллиона хрустальных украшений. Самый дешёвый номер стоит в этом заведении 700 евро в день. А так как отель ещё и громадный, его заполняемость никогда не превышала 30%, что гарантировало немалые убытки от эксплуатации.
На этом фоне причитания Кудрина, будто денег на содержание всё прибывающей армии стариков взять попросту неоткуда, выглядят издевательскими. Денег у властей нет только на зарплаты и пенсии. На содержание сонма паразитов, проматывающих почти 3/4 ВВП России всевозможными, порой экзотическими способами, и прячущих в зарубежных оффшорах то, что не смогли промотать, деньги у властей всегда есть. Причём в неограниченном количестве.
Нет никаких объективных причин, которые мешают урезать их аппетиты и направить хотя бы часть разбазариваемых финансовых ресурсов на улучшение благосостояния населения страны и развитие её экономики. Ничто не мешает увеличить доходы основной части населения, чтобы люди могли приобрести нормальное жильё, пользоваться всеми видами транспорта, не экономить на питании, лечении, отдыхе. Ничто не мешает за счёт этих средств наладить государственное инвестирование в ремонт и строительство дорог и прочей инфраструктуры, в ремонт ветхого и строительство социального жилья, в оборону, науку, образование, здравоохранение и т.д., как это делается сегодня в Китае.
К тому же сорту относятся и причитания Кудрина, будто из-за выхода людей на пенсию работать скоро станет некому. Сейчас, согласно социологическим опросам, половина наших пенсионеров (по оценке профсоюзов – треть) и так продолжает работать после выхода на пенсию. В основном, потому, что по-человечески прожить на неё невозможно.
Работодатель платит за работающего пенсионера все виды налогов, которыми обкладываются как его зарплата, так и вся деятельность предприятия. Заплатив работнику 100 рублей, работодатель должен отдать государству 77 рублей налогов, которые начисляются только на заработную плату, а вместе с другими налогами и поборами получается около 200 рублей.
По сути, работающие пенсионеры не только отдают назад государству свою пенсию, но и содержат на уплаченные за них работодателем налоги неработающих пенсионеров. Ведь соотношение средней пенсии к средней зарплате в России не превышает 30%. Так что заклинания о неизбежности повышения пенсионного возраста нацелены лишь на отъём у пенсионеров денег с целью повышения доли «состоятельных граждан» в ВВП.
Что же касается вопроса о том, кто у нас кормит и будет кормить нынешних и будущих пенсионеров и не только их, но и детей, инвалидов, да и самих работающих – с рождаемостью не связаны. Экономическая статистика однозначно свидетельствует: число тех, кто работает в поле, на ферме, у станка, в забое и т.д., в постсоветские годы тает на глазах. Темпы выбытия работников из реального сектора экономики во много раз выше темпов сокращения населения, фиксируемых демографической статистикой. В Псковской области, например, число занятых в сельскохозяйственном производстве сократилось более чем в пять раз.
Зато сонм тех, кто «зарабатывает», как говорится, не прикладая рук, разбухает как на дрожжах. По темпам прироста этого люда мы давно обогнали все африканские страны.
Это и зашкалившая за всякие пределы масса чиновников, которые вместо налаживания эффективного управления «зарабатывают» с помощью казнокрадства, вымогательства взяток и тому подобными методами, а чаще всего просто занимаются «бюрократическим футболом» за очень нехилое жалованье. Растёт усиленными темпами и штат их обслуги.
Это безмерно разросшийся полицейский аппарат, сотрудников которого часто и под лупой не отличишь от преступников. Вкупе с сотрудниками спецслужб, армией частных охранников и сторожей получается весьма внушительная часть занятого населения.
Это и колоссальная масса сотрудников олигархических структур, банковского и страхового бизнеса, торговли, которые терпеливо дожидаются, когда к ним заглянет очередной клиент.
Их дополняют работники непомерно раздутых сфер массовой информации и рекламы, юридических и бухгалтерских услуг. Если вы заглянете в телепрограмму Яндекса, то обнаружите в ней 334 только центральных телеканала, не считая региональных и местных. Из-за жуткого усложнения гражданского и хозяйственного законодательства юристы и бухгалтеры у нас теперь, как в США, «создают» больший по размеру ВВП, чем работники сельского хозяйства.
И много кто ещё. В итоге стремительного роста всяких сомнительных услуг армия разного рода паразитов достигла необъятных размеров. Однако такой вот специфический «демографический» процесс почему-то не интересует этих господ. На этом поприще они не видят никаких возможностей для решения навязываемой нам псевдопроблемы.
Но это только одна сторона медали. Вторая сторона кудриномики – всемерное поощрение «состоятельных граждан» выводить основную часть своих доходов на Запад. Для этого в стране создаются крайне неблагоприятные условия для ведения бизнеса. Однако это тема отдельной статьи.
Автор: Владимир Дектерёв
Источник: www.liveinternet.ru