После снятия запрета чартеры в Турцию летали весь сентябрь и октябрь. По итогам ноябрьских праздников местные курорты даже смогли выйти в лидеры — на них пришлось около 30% общего объема проданных турпутевок. «То, что сегодня Турция продается на новогодние даты – несколько необычное явление. В предыдущие годы она не пользовалась сумасшедшим спросом. Именно поэтому я сомневаюсь, что Анталия способна возглавить список основных направлений зимнего отдыха россиян», — рассказал Гаврилов. Он пояснил, что климатические условия в Турции зимой не совсем комфортны для пляжного отдыха, за который мы и ценим Анталийское побережье. «Дождливая и сырая турецкая погода зимой далеко не такая приятная как в Шарм-эш-Шейхе и в Хургаде. Она не создает того комфорта, к которому туристы привыкли на курортах Египта в этот период. А снега и прохлады россиянам хватает и дома», — подчеркнул он.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе также подтвердила, что сегодня спрос на Турцию выше, чем когда бы то ни было в ноябре. «Спрос этот отложенный – девять месяцев наши туристы ждали возвращения Турции. Но по предварительным оценкам, она вряд ли займет первое место по спросу на новогодние праздники. Лидерами, скорее всего, будут страны Юго-Восточной Азии и Доминикана», — считает Ломидзе.
Окончательно география отдыха россиян на Новый год сложится к концу ноября. У туристов еще остается надежда на открытие Египта. В понедельник министр транспорта РФ Максим Соколов не исключил, что египетские гостиницы даже смогут предложить на первоначальном этапе неплохие скидки для отдыхающих из России. Понятно, что если это случится, картинка спроса кардинально изменится. Тем более что, Турция пока еще воспринимается туристами двояко. Одни считают, что туда ехать нельзя, это опасно, другие уверены, что на местных курортах им ничего не угрожает. Ранее сообщалось, что аэропорт Антальи в октябре зафиксировал прибытие 129 тыс. туристов из России, годом раньше в том же месяце их число составило 126 тыс., прирост 2,5%. Причем Россия оказалась единственным из рынков в сегменте организованного туризма, показавшим рост, в то время как другие европейские рынки продемонстрировали двузначное падение.
«Как правило, наши туристы, уезжая за границу, во-первых, надеются на то, что авось пронесет, во-вторых, рассчитывают сэкономить на дешевых путевках, и в-третьих, не хотят нарушать свои планы и терять уже потраченные деньги на путевки», — продолжает Андрей Гаврилов. Он также добавил, что основные теракты происходят, как правило, на юго-востоке Турции. «Так было и в 2014 и 2015 году, и это никак не отражалось на курортном сезоне. Но последние ситуации конечно, встревожили – в большей степени бизнес, чем самих туристов» — подчеркнул он.
Напомним, что в конце октября стало известно о ЧП в Анталие – на парковке рядом с торгово-промышленной палатой взорвался легковой автомобиль. Ранения получили несколько человек. До этого была обстреляна ракетами дорога из Анталии в Кемер. И хотя сами турки склонны считать, что причины этого происшествия – бытовые и никак не связаны с терроризмом, у туристов снова возникли вопросы, связанные с безопасностью направления.
«Очень показательна в этом смысле реакция немцев, которые традиционно лидировали среди отдыхающих в Турции. За этот год их число на турецких курортах сократилась на 20%. В первую очередь их испугали теракты в Стамбуле», — отмечает старший научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности МГИМО Юлия Кудряшова. По ее словам, в Турции существует два источника террористической активности. С одной стороны — это боевики ИГИЛ (организация запрещена в России), которые используют турецкую территорию, как транзитный коридор для забрасывания боевиков в Европу. «На территории Турции игиловцев интересует не само турецкое население, а именно туристические места. В частности, Стамбул и аэропорты. Если взять статистику по погибшим в результате терактов, в которых были обвинены представители ИГИЛ (организация запрещена в России), в основном это как раз иностранные туристы, а не местное население», — поясняет Кудряшова.
Второй источник опасности — активизировавшая свою деятельность Курдская рабочая партия. «Будут ли курды сейчас совершать террористические акты в туристических зонах — спорный вопрос. Скорее всего их цель — административные центры. Дело в том, что когда в 2002 году нынешний президент Турции Реджеп Эрдоган пришел к власти, он начал активную деятельность по политическому примирению с курдами, которым предоставил культурную автономию. Но самое главное, он попытался заинтересовать курдский бизнес. Курдам была предоставлена возможность открывать отели в Анталии и ее окрестностях. Исходя из этого, им, скорее всего, будет не выгодно наносить удары по туристическим зонам. Ведь тогда будут затронуты и их рабочие места», — рассуждает представитель МГИМО.
По мнению члена Совета по внешней и оборонной политике Александра Михайлова, то что на последние события в Турции нет реакции МИД РФ, носит больше политический характер, и направлено на формирование относительно доброжелательного климата между нашими странами. «Каждый человек, когда он покупает путевку в Турцию, должен сам определять: хочет он экстрима или нормального отдыха. Мы должны исходить из того, что сегодня везде опасно. Та же самая Франция, Германия, которые еще вчера были абсолютно благополучными странами… Тут есть элемент фатальности: попал — не попал. С другой стороны, все террористические атаки должны иметь какой-то смысл. В порядке мести можно, конечно, нанести удар по скоплению российских туристов. Но зачем? Мы часто воспринимаем террористов как безмозглую массу. На самом деле они всегда очень четко определяют цель, время и место совершения преступления. Именно поэтому на данный момент я не вижу серьезный проблем для отдыхающих», — считает Михайлов. По его словам, после попытки переворота в Турции введен очень жесткий контрразведывательный режим, он же определяет оперативную обстановку в стране. К тому же Турция сама заинтересована в том, чтобы создавать благоприятные условия для туризма, который является важный элементом ее экономики.
Источник: mk.ru