После встречи руководителей стран БРИКС в Гоа СМИ запестрели сообщениями о контрактах на поставку российских ВВТ и совместных с нами разработках. В целом складывается впечатление о высокой заинтересованности Нью-Дели и даже зависимости индийского рынка вооружений от России. Так ли это?
В настоящее время известно о том, что мы наконец договорились о совместном выпуске вертолетов Ка-226. Всего планируется собрать порядка 200 машин. В Индии будет функционировать совместное предприятие, созданное холдингом «Вертолеты России» и авиастроительной корпорацией HAL. На первом этапе почти все комплектующие будут поступать из России, в дальнейшем планируется постепенная локализация сборки. Согласно озвученным бизнес-планам большая часть выпущенных машин пойдет на экспорт в третьи страны.
Несмотря на высокую заинтересованность Нью-Дели в Ка-226, переговоры шли достаточно сложно. Индия изначально требовала наладить полный цикл сборки на своей территории, сократив время на локализацию до минимума.
В свою очередь российские производители вполне резонно отмечали, что так не получится. Ведь для полной локализации помимо самой сборочной линии Ка-226 надо подготовить различные сопутствующие производственные мощности. Но все же договорились.
Наши бренды с местной спецификой
Нельзя не сказать: индийский контракт спас вертолет Ка-226, который до недавнего времени не пользовался большой популярностью ни у нас, ни за рубежом. Как признавались в Минобороны России, ведомство заказало винтокрылые машины только с целью поддержать производителей.
В МВД РФ «двести двадцать шестые» зарекомендовали себя только с лучшей стороны, да только потребности ведомства в этих вертолетах оказались минимальными.
Пока точные финансовые параметры контракта на выпуск Ка-226 не разглашаются, но по предварительным оценкам, сделка оценивается в несколько сот миллионов долларов, недотягивая до миллиарда. Впрочем, в расчетах пока не учтены расходы на техническое и гарантийное обслуживание построенных вертолетов и не просчитан их экспортный потенциал.
Вторым важным российско-индийским договором стал контракт на поставку фрегатов проекта 11356, ранее предназначавшихся для российского флота, но не получивших выпускающихся на Украине энергетических установок. Разговоры о возможном выкупе фрегатов Индией возникли сразу после того, как украинская сторона отказалась отдавать оплаченные Россией двигатели. С 2003 года Нью-Дели уже успел закупить шесть специально модифицированных для нужд своего военно-морского флота боевых кораблей этого проекта. Серия получила название «Тальвар», по имени головного корабля, переданного Индии 13 лет назад.
На саммите БРИКС межправительственная договоренность по фрегатам была расширена. Теперь Россия не только передает два законсервированных образца, но и гарантирует техническое содействие индийской кораблестроительной корпорации в выпуске дополнительного количества единиц. Говоря простым языком, как и в случае с Ка-226, речь фактически идет о совместном выпуске «Тальваров» в объеме, который определит Нью-Дели.
Безусловной сенсацией стал контракт на поставку индийской стороне новейших зенитных ракетных систем С-400. Фактически это первая официальная отправка данной ЗРС на экспорт. Межправительственный договор остается одним из самых закрытых – известно лишь, что документ подписан, но сколько батарей и дивизионов включает договор, а самое главное – какими ракетами будут оснащены поставляемые комплексы С-400, пока держится в секрете.
А между тем именно разногласия по перечню поставляемых боеприпасов долгое время не давали достичь договоренности. Нью-Дели интересовали так называемые дальнобойные ракеты 40Н6 с дальностью поражения воздушных и аэробаллистических целей чуть более 400 километров. Россия твердо отказывалась поставлять такую номенклатуру, Индия в свою очередь отвечала, что без данных изделий С-400 в экспортном варианте имеет мало преимущества по сравнению с более старым С-300. Еще один важный момент: Нью-Дели настаивал на локализации, хотя бы частичной, выпуска заказанных ЗРС.
Конечно, как показывает поставка Армении оперативно-тактических комплексов «Искандер», российское военно-политическое руководство в случае с близкими союзниками может идти на нестандартные решения. Поэтому скорее всего стороны достигли какого-то достаточно оригинального соглашения, но пока его параметры остаются закрытыми.
«Хорнеты» – на особых условиях
На фоне новостей о Ка-226, «Тальварах» и С-400 возникает легкое головокружение от успехов. Но не все так однозначно.
За несколько дней до начала саммита стало известно о планах ВВС Индии объявить конкурс на закупку средних истребителей, которые должны заменить парк стремительно стареющих МиГ-21 и МиГ-27. Несмотря на участие в конкурсе РСК «МиГ» со своим новейшим самолетом МиГ-35, в фавориты эксперты пока зачисляют «Гриппен» корпорации «Сааб». Ранее российские авиастроители уже проиграли конкурс на поставку легких истребителей французским «Рафалям».
По некоторым данным, результаты нового тендера уже известны – Индия вроде бы остановила свой выбор на американских F-18 «Хорнет». Недавно руководство «Боинга», отвечая на вопросы журналистов о скором закрытии производственной линии «Хорнетов», заявило, что из-за внезапно возникших заказов сворачивание производства этих истребителей откладывается. Причем озвученные новые даты завершения выпуска «восемнадцатых» совпали с теми, которые индийское военное ведомство планирует указать в контракте на легкие истребители.
Если соглашение на закупку Нью-Дели F-18 состоится, сумма сделки вплотную приблизится к двум миллиардам долларов, что значительно превышает совокупность российско-индийских контрактов на выпуск Ка-226 и «Тальваров».
Примечательно, что в случае с «Боингом» Индия готова поступиться своим главным правилом – требованием максимально возможной локализации производства техники. Как показывает опыт поставки Соединенными Штатами новейших противолодочных самолетов Р-8 «Посейдон» ВМС Индии, на американские контракты принцип Make in India не распространяется. Максимум, на который согласен Вашингтон, – сборка на индийской территории определенных узлов и механизмов из привезенных комплектующих.
Не так давно закончились учения, в ходе которых бойцы сил специальных операций Пакистана делились боевым опытом с разведчиками-спецназовцами российской 34-й горной мотострелковой бригады. Маневры вызвали волну критики в адрес Москвы, а также породили серьезную волну негативных комментариев в индийских средствах массовой информации.
Поэтому, несмотря на серьезные успехи России на рынке вооружений, не стоит переоценивать достижения. Сегодня Индия покупает то, что приглянулось, не принимая во внимание политическую целесообразность. А рынок страны остается лакомым куском и для США, и для Европы. Бороться за него российским компаниям достаточно сложно, и возможно, Москва пытается сделать Нью-Дели сговорчивее, заигрывая с Исламабадом. Но пока Индия явно не принимает такую игру.
Источник: vpk-news.ru