Олигархи пришли за семейством Чайки

Олигархи пришли за семейством Чайки

Не успел Юрий Чайка передать дела, меняя кресло генерального прокурора на почётную, но маловлиятельную должность полномочного представителя Президента России на Северном Кавказе, как на долго и любовно создаваемую его сыновьями бизнес-империю начались атаки.

Да какие! Только щепки полетели! Вернее, не щепки, а товарные вагоны и полувагоны. И не полетели, а поехали. В направлении известного олигарха Андрея Бокарева, совладельца «Трансмашхолдинга» и Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Бокарев приобрел 25% в капитале ООО «Модум-Транс», которое занимает шестое место по погрузке в полувагоны среди партнеров РЖД, перевезя в 2019 году 47,5 тонн грузов и получив около 60 миллиардов рублей выручки. Актив весьма прибыльный и перспективный. Но кто же отказался от такой привлекательной собственности? Артем Чайка, «предприниматель», одиозный даже по нынешним временам папуасского бизнеса в России, главное конкурентное преимущество которого заключалось в удостоверении с золотым тиснением его папочки, Юрия Чайки. Тоже своего рода бизнесмена, сделавшего из Генпрокуратуры «открытое общество с весьма ограниченной ответственностью». Разумеется, Чайка не по своей воле отказался от права на управление 80 тысячами полувагонов «Модум-Транса» с соответствующими притязаниями на прибыль. Учитывая, что, говоря «Бокарев», всегда надо подразумевать «Искандера Махмудова», его старого приятеля и партнера по УГМК, а говоря «Махмудов» — тут же вспоминать не только фамилии лидеров «таганского» или «подольского» ОПС, но и нынешние должности некоторых руководителей спецслужб, с которыми Махмудов знаком со времен своей молодости, когда он служил в группах советских военных советников за рубежом. Видимо, совокупность этих аргументов произвела впечатление на Артёма Чайку: противопоставить было нечего, кроме занимающего опереточную должность папы с репутацией взяточника и коррупционера. А ведь потеря контроля над «Модум-Трансом» означает, что Артём Чайка может потерять еще один свой бизнес – «Первую нерудную компанию» (ПНК), разрабатывающую щебеночные карьеры. Перевозят щебенку в промышленных масштабах исключительно товарными полувагонами. Вряд ли новые (и старые) владельцы будут рассматривать нужды ПНК в качестве приоритетных – у них, как мы скажем ниже, свои планы. А без товарных коммуникаций ПНК задохнется. Не исключено, что спасать её будет тот же Бокарев. Но за полцены.

Странным образом начали возникать сложности и у другого известного предпринимателя — Игоря Чайки. Он, как известно, был озабочен, кроме прочего, проблемами переработки мусора в Московской области. И имел конкурентов в лице «Ростеха». До поры до времени Чайка успешно опровергал расхожее мнение о всемогуществе Сергея Чемезова, руководителя Ростеха и сослуживца Путина в ГДР, сумев протащить своего ставленника, Дениса Буцаева, на должность главы Российского экологического оператора, государственного уполномоченного по переработке твердых коммунальных отходов. Однако Буцаева сняли, назначив Илью Гудкова по согласованию с Чемезовым. И тут же у компании «Хартия» Игоря Юрьевича начались проблемы и в Московской области, где обнаружились проблемы с землеотводами под переработку мусора. И в Ярославской, администрация которой начала пересмотр договоров с «Хартией». Характерно, что к «Ростеху», который строит мусороперерабатывающие заводы в этих регионах, вопросов не возникает. Прошли те времена, когда генпрокурор Чайка регулировал отношения своего сына с конкурентами из «Ростеха», проводя проверки силами своего ведомства, которые обнаружили миллиардные хищения в чемезовской госкорпорации.

Теперь вернемся к «Модум-Трансу». Вряд ли Бокаревым, который, напомню, приобрел четверть компании у Артема Чайки, двигало при этом желание утереть нос выскочке-сынку генпрокурора. Здесь просматривается конфигурация и планы гораздо масштабнее. Генеральный директор «Модум-транса» — из «новых дворян», Дмитрий Владимирович Артяков, сын Владимира Владимировича Артякова, первого заместителя генерального директора «Ростеха». Владимир Владимирович – известный персонаж в российском политическом бомонде. Его «достижения» с прозрачной коррупционной подоплекой на посту губернатора Самарской области и председателя совета директоров АвтоВАЗа в свое время не позволили Артякову претендовать на пост первого вице-премьера, в том числе и по информации Генпрокуратуры. Так что к Чайкам всех размеров он испытывает самые теплые чувства.

Так вот, вагоны «Ростеху» в лице «Модум-Транса» нужны для того, чтобы обеспечить перевозку руды с крупнейшего в мире Томторского месторождения ниобия, иттрия, урана и других редкоземельных металлов, которые востребованы в электронной промышленности. Месторождение это находится в Якутии, руду по СМП будут доставлять в порты, откуда по железной дороге перевозить для переработки и обогащения в Краснокаменск. Для 200 тысяч тонн ежегодной добычи потребуется дополнительно не меньше десяти-пятнадцати тысяч полувагонов, еще несколько тысяч – для перевозки оборудования и стройматериалов на строящийся в Краснокаменске горно-химический комбинат. Часть требуемого количества обеспечит бывшая доля Чайки в «Модум-трансе», а другая часть поступит от Александра Несиса, который высвободил около 15 тысяч полувагонов, разорвав контракт своей фирмы «Восток 1520» с «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК). Александр Несис – известный своей многогранностью бизнесмен,  хозяин компании «Полиметалл» и многих других горнорудных компаний, начинал еще в ранних 90-х спекулировать ураном из месторождений Северного Таджикистана, а сегодня озабочен разработкой упомянутого редкоземельного месторождения в Якутии, которое в одиночку, без союза с влиятельным «Ростехом», Несису не осилить.

Вот так за ожидаемым, казалось бы событием – начавшемся набеге конкурентов на клан Чайки — скрывается куда более мощная комбинация: создается новый могущественный промышленно-логистический симбиоз «Ростеха», «Полиметалла» и УГМК. Или, иными словами, Сергея Чемезова, Александра Несиса и Бокарева-Махмудова. Цены бы не было такому союзу, изживающему из большого бизнеса, к тому же, не по годам агрессивных и циничных отпрысков Юрия Чайки. Если бы не одно обстоятельство: большинство из компаний, принадлежащих упомянутым господам, имеет учредителей из офшоров. Следовательно, есть большая вероятность, что прибыль, исключая некоторые обязательные платежи и «откаты» внутри страны, будет выводиться за рубеж. Если, конечно, преемники Чайки не помешают.
 

Источник: kompromat1.live

AgentNews.ru