Российская экономика по-прежнему пребывает в депрессивном состоянии, при этом страна увеличивает свою сырьевую зависимость, что может свидетельствовать о структурной деградации. Такие выводы содержатся в очередном докладе «Комментарии о государстве и бизнесе» экспертов Центра развития Высшей школы экономики. По их оценке, выход из кризиса может затянуться.
Экономисты обращают внимание, что сырьевой крен отечественной экономики достиг апогея. За время кризиса сырьевые сектора (добывающая промышленность, грузооборот, сельское хозяйство) вышли на исторически максимальные уровни, однако их динамика обособлена от основной части экономики. В то же время несырьевые отрасли сильно упали и сейчас находятся вблизи своих локальных минимумов.
В частности, в сравнении с докризисным периодом сельское хозяйство нарастило объемы производства на 6,6%, добыча полезных ископаемых увеличилась на 3,6%, а грузооборот вырос на 3,4% (все – III квартал текущего года к среднему уровню 2014 г., после устранения сезонности).
При этом все остальные сектора, напротив, за время кризиса сильно просели: обрабатывающие производства – на 7,2%, оптовая торговля – на 10,2%, строительство – на 12,8%, розничная торговля – на 14,7%, платные услуги населению – на 2,4%.
В среднем сырьевые сектора за кризис выросли на 4,0%, несырьевые – упали на 9,3%. Налицо усиление рентного уклона российской экономики, – констатируют авторы доклада.
Изменение макропоказателей за время кризиса (уровень III квартала 2016 г. к среднему уровню 2014 г., сезонность устранена), %
Эксперты отмечают, что в последние месяцы сырьевой крен лишь усилился. «Так, в III квартале сельское хозяйство выросло на 1,8% (прирост к предыдущему кварталу, сезонность устранена), добыча полезных ископаемых без вклада нефтесервисных услуг – на 1,1%, грузооборот – на 3,6%. Среди несырьевых секторов продемонстрировал рост только строительный сектор: +2,7%, и то после падения на 7,7% кварталом ранее», – отмечается в исследовании.
По оценке экспертов, деление секторов на сырьевые и несырьевые важно не только потому, что позволяет зафиксировать процесс «упрощения» российской экономики и ее структурной деградации. Это также помогает раздельно оценить влияние внешних или временных факторов (таких как рост внешнего спроса на сырье или хороший урожай) и влияние внутренних факторов (рост спроса в экономике). От этого зависит интерпретация того, в каком состоянии сейчас находится российская экономика.
«При достаточно формальном (если не сказать – поверхностном) подходе тот факт, что в III квартале индекс базовых отраслей вырос на 0,4% ко II кварталу, логично интерпретировать как признак того, что негативный тренд сломлен и, наконец, начался переход к фазе циклического роста. Однако, как выясняется, почти весь вклад был обеспечен сырьевыми секторами, динамика которых почти никак не связана с общим состоянием экономики; более того, в последующие кварталы их вклад с большой вероятностью будет негативным. Динамика же несырьевых секторов, в действительности характеризующая состояние экономики, пока выглядит не слишком обнадёживающе», – отмечают экономисты.
Авторы доклада также добавляют, что рост сырьевых секторов при прочих равных оказывает благоприятное воздействие на экономику, однако в III квартале влияние неустойчивых факторов было слишком большим.
«Тренд к росту ещё не сформировался. Скорее всего, ситуация нормализуется в 2017 году. На 2016 год мы сохраняем наш прогноз по падению ВВП на уровне 0,9%», – говорится в докладе.
О депрессивности и тяжелом состоянии российской экономики свидетельствует также Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА), который снизился с 49,8 до 38,8%, отмечают экономисты. По-прежнему силен спад в розничной торговле, где рост наблюдается лишь в каждом пятом регионе и платных услугах (в среднем растут два региона из пяти). Кроме того, объемы строительства сокращаются более чем в двух третях регионов.
«Таким образом, «пространственная» слабость внутреннего потребительского и инвестиционного спроса по-прежнему не преодолена, что при неблагоприятных обстоятельствах чревато новым витком спада», – считают эксперты.
В докладе обращается внимание, что в разрезе федеральных округов самая низкая экономическая активность наблюдалась в Уральском округе, по которому сводный индекс РЭА составил только 15%. Здесь депрессия охватила все регионы, причем в Челябинской области все пять секторов экономики сокращались в течение трех последних месяцев. Столь же неблагоприятная ситуация сложилась в Смоленской области и республике Коми, которые «тянули вниз» сводные индексы РЭА Центрального и Северо-Западного округов.
Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА), по секторам экономики и федеральным округам (сентябрь 2016 г)
В остальных федеральных округах сводные индексы РЭА в сентябре почти синхронно снизились, попав в диапазон от 33% (Приволжский) до 47% (Дальневосточный).
Единственным исключением в этом почти повсеместном попятном движении стал Южный округ, где сводный индекс РЭА составил 58%, а наилучшие результаты показали Краснодарский край и Севастополь (рост в четырех секторах из пяти, индекс РЭА равен 80%).
На уровне отдельных регионов сентябрьский индекс РЭА превысил 50%, указывая на рост экономической активности, только в 25 случаях; соответственно, в 57 регионах продолжился спад.
«Это существенно хуже, чем было в августе. Доля регионов, в которых сокращаются все пять секторов экономики или растет только один из пяти, в сентябре заметно увеличилась, а доля регионов, в которых четыре или пять секторов экономики растут, остается гораздо ниже, чем это характерно для фазы экономического роста», – констатируют авторы доклада.
Индексы экономической активности в субъектах федерации РФ (сентябрь 2016 г)
К числу самых проблемных, по итогам сентября, эксперты Центра развития НИУ ВШЭ отнесли десять регионов, где все пять секторов сокращаются (индекс РЭА = 0). В эту группу входят: Брянская, Ивановская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская и Челябинская области, а также Забайкальский край и республики Коми и Кабардино-Балкария. Еще в 21 регионе сокращаются четыре из пяти секторов (индекс РЭА = 20%). На долю этих двух групп в совокупности приходится 32% от ВРП России.
Учитывая значительную волатильность индексов РЭА, можно предположить, что сентябрьское снижение показателей следует интерпретировать как временную коррекцию, а не как признак приближения нового витка фронтального спада. Однако выход из депрессии явно будет очень и очень постепенным, и может занять еще не один квартал, отмечают экономисты.
Эксперты также обращают внимание, что новые обнадеживающие октябрьские среднесрочные прогнозы развития российской экономики стали, на первый взгляд, более позитивными, особенно со стороны международных организаций. Однако даже на фоне прогнозного оптимизма Россия в ближайшие годы будет уменьшать свою долю в мировом ВВП, говорится в докладе.
Источник: newdaynews.ru