Российский рынок авиаперевозок пережил первый год без «Трансаэро»

Российский рынок авиаперевозок пережил первый год без Трансаэро

Российский рынок авиаперевозок уже год существует без некогда крупнейшей частной авиакомпании «Трансаэро», сертификат эксплуатанта которой был отозван с 26 октября 2015 года. Перевозчик оказался не в состоянии обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей.

Главный удар принял на себя «Аэрофлот» — именно он осуществил перевозку пассажиров, уже купивших билеты на рейсы «Трансаэро», нанял более половины оставшихся без работы сотрудников конкурента и принимал в свой парк его воздушные суда. В качестве компенсации за расходы, понесенные за выполнение обязательств по перевозке пассажиров «Трансаэро» (около 17 миллиардов рублей), «Аэрофлоту» была передана часть международных маршрутов перевозчика.

«Уход «Трансаэро» действительно привел к тому, что на некоторых направлениях конкуренция сократилась, в то же время мы видим, что зачастую уход авиаперевозчиков с тех или иных линий связан с реальным сокращением спроса», — сказал РИА Новости руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Неудавшееся спасение

Компания «Трансаэро» была первым частным авиаперевозчиком в истории страны, начала полеты в 1991 году. Её крупнейшими акционерами являлись супруги Александр и Ольга Плешаковы, также среди акционеров была мать Плешакова — глава Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина, которая до лета 2015 года являлась членом совета директоров перевозчика.

Финансовые проблемы преследовали авиакомпанию последние годы ее деятельности. По итогам 2014 года чистый убыток «Трансаэро» по РСБУ составил 19,322 миллиарда рублей, а за первое полугодие 2015 года — 8,57 миллиарда рублей. В конце декабря 2014 года правительство РФ предоставило «Трансаэро» госгарантию до 9 миллиардов рублей на срок не менее 3 лет для финансирования основной производственной и операционной деятельности.

Тогда эксперты связывали долговые проблемы авиакомпании с одной стороны с избытком парка воздушных судов, за которые приходилось ежемесячно вносить лизинговые платежи, с другой — с падением спроса на перелеты. Свою роль сыграла и девальвация рубля.

Правительство РФ в сентябре прошлого года решило спасти авиакомпанию, близкую к банкротству, консолидировав и передав 75% плюс 1 акцию «Аэрофлоту». Однако сроки консолидации пакета были сорваны. Затем стало известно, что совладелец группы S7 Владислав Филев намерен купить не менее 51% компании, но и эта сделка сорвалась: акционер Плешаков не смог консолидировать необходимый пакет.

В декабре 2015 года арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал обоснованным заявление Сбербанка о банкротстве «Трансаэро» и ввел в компании процедуру наблюдения.

Крупные требования к «Трансаэро» в течение года поступали в арбитражные суды разных регионов. Иски подавали «Аэрофлот», иностранные компании, связанные с «ВТБ Лизингом», контролируемые «Роснефтью» структуры, Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ, компании, связанные с аэропортами «Домодедово», «Пулково», «Кольцово».

Крах второй по объему перевозок авиакомпании не мог не отразиться на контрагентах. В июне зампред ВТБ Герберт Моос говорил, что убыток банка в 2015 году из-за прекращения деятельности «Трансаэро» составил 24 миллиарда рублей. Долг авиакомпании перед Сбербанком, как сообщали топ-менеджеры кредитной организации, составлял около 13 миллиардов рублей. В частности, перед лизинговой «дочкой» крупнейшего российского банка — свыше 7 миллиардов рублей, финансовый долг — 6 миллиардов рублей.

Передел рынка

Всего «Трансаэро» имела допуски на полеты по 156 международным направлениям. Группа «Аэрофлот» получила допуски на 56 из них. Позднее перевозчик отказался от 13 направлений, назвав их избыточными.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ неоднократно выражала несогласие с этим решением. Так, глава ведомства Игорь Артемьев в сентябре этого года заявил, что служба выступает за распределение маршрутов, полученных «Аэрофлотом» от «Трансаэро», в пользу других компаний РФ.

На этой неделе межведомственная комиссия при Минтрансе РФ продлила «Аэрофлоту» и его дочерней авиакомпании «Россия» до конца марта 2017 года допуски на 37 маршрутов.

Однако гендиректор крупнейшей авиакомпании России Виталий Савельев в начале года заявлял, что «Аэрофлот» не стал монополистом после ухода «Трансаэро» – группа занимала на тот момент 42% российского рынка авиаперевозок. А те 13 миллионов пассажиров, которых «Трансаэро» перевезла в 2014 году, распределились между разными авиакомпаниями: «ЮТэйр», S7, «Уральские авиалинии».

Серьезной проблемой при уходе «Трансаэро» стал дефицит авиабилетов на Дальний Восток. «Дело в том, что «Трансаэро» обладала большим парком широкофюзеляжных пассажирских воздушных судов и большими провозными ёмкостями, особенно на Дальний Восток. И поэтому заменить полностью и сразу все те объемы воздушных перевозок, которые выполняла «Трансаэро», было очень непросто», — заявил председатель общественного совета при Росавиации Петр Дейнекин.

Однако, по мнению Пантелеева, на сегодняшний день ситуация с перевозками по дальневосточному направлению стабилизировалась. «Сейчас на дальневосточном направлении активировались на зимний сезон другие перевозчики, в первую очередь — авиакомпания «Россия», которая выставляет на этом направлении широкофюзеляжные самолеты большой вместимости, также на нескольких направлениях летает «ВИМ-Авиа», что в целом позволит обеспечить потребности рынка в провозных емкостях на Дальний Восток», — считает эксперт.

По итогам января-августа 2016 года, по данным Росавиации, крупнейшим авиаперевозчиком страны остался «Аэрофлот». Он перевез более 19 миллионов человек, что выше уровня прошлого года на 10%. Второе место теперь занимает входящая в группу S7 «Сибирь» — она перевезла 6,5 миллиона человек, показав рост почти на 20%. Третье место заняла «дочка» «Аэрофлота» — «Россия», которая показала рост на 15%, перевезя более 5 миллионов человек за указанный период.

Люди и самолеты

К сентябрю 2015 года в парке компании «Трансаэро» было более сотни самолетов. Их техническое состояние после поступления к лизингодателям неоднократно подвергалось критике. Глава Сбербанка Герман Греф говорил, что авиакомпания так эксплуатировала суда «Сбербанк Лизинга», что «они были абсолютно в непригодном состоянии», и на восстановление лайнеров было потрачено 19 миллионов долларов.

Министр транспорта РФ Максим Соколов заявлял, что часть самолетов «Трансаэро» отошла лизинговым компаниям, и они были пристроены другим авиакомпаниям мира, часть передана, в том числе «России», и они работают на направлениях.

Судьба оставшихся судов «Трансаэро», по его словам, будет решена до конца 2016 года. По многим самолетам за этот период уже вышел срок их эксплуатации и теперь необходимо проводить так называемые тяжелые формы по привидению их в состояние летной годности, говорил министр.

По данным Роструда, на начало ноября 2015 года численность персонала «Трансаэро» составляла 10,58 тысячи человек. «Аэрофлот» заявил, что компании группы готовы трудоустроить более 6 тысяч сотрудников авиакомпании. К концу апреля группа завершила прием работников, которые хотели перейти в «Аэрофлот». В общей сложности в авиакомпании «Россия» и «Аэрофлот» перешло порядка 4,5 тысячи сотрудников «Трансаэро», сообщал Савельев.

Также экс-сотрудники «Трансаэро» были трудоустроены в авиакомпании «Глобус», «Авиастар-Ту», «Северный ветер», «Уральские авиалинии», «Нордавиа». Административный персонал и работники инженерных служб нашли работу в авиакомпаниях I Fly, RedWings, «Внуково карго». Даже белорусская «Белавиа» трудоустроила несколько сотрудников «Трансаэро».

Сама «Трансаэро» в сентябре подтвердила полное погашение долгов по зарплате перед своими сотрудниками. Как сообщила компания, по состоянию на 1 сентября у нее отсутствовала просроченная задолженность по заработной плате работникам.

Источник: ria.ru

AgentNews.ru