Россиянам сейчас как никогда нужен театр, заявил председатель Союза театральных деятелей (СТД) Александр Калягин на открытии съезда СТД в воскресенье в Москве
Напомнив, что СТД исполнилось 140 лет и «в России нет более мощной общественной организации с такой длинной и богатой историей», Калягин отметил, что съезд проходит в тяжелое время, и предложил вместе подумать о том, как жить театру в этих условиях. Разговору на эту тему будет посвящен форум, который пройдет после съезда.
«Сегодня как никогда театр нужен нашему времени, нашим зрителям, нашей стране. А на вопрос, каким ориентирам следовать в своем творчестве в этих условиях, каждый отвечает сам», — подчеркнул Калягин.
Главное, по мнению Калягина, обустроить театры, а это, прежде всего, — улучшить материально-техническую базу. В России по-прежнему очень много театров, которым необходим незамедлительный ремонт. В Якутии, на Камчатке, в Приморье главной проблемой является плохое состояние зданий. Не в лучшем состоянии находятся и здания театральных вузов.
Он привел пример старейшего театрального вуза в Петербурге, который может потерять одно из своих зданий, к тому же памятник федерального значения — бывшее Тенишевское училище.
«Заместитель министра культуры по строительству три года назад обещал решить этот вопрос, но последние полтора года он под следствием, а грибок постепенно доедает один из памятников в Петербурге», — сказал Калягин.
Он предложил составить подробный реестр всех российских театров, нуждающихся в незамедлительном ремонте, реконструкции, а также театров, которые и вовсе не имеют своей площадки.
«И в программе Года театра, а я надеюсь, что 2018 будет объявлен Годом театра, этот пункт улучшения материально-технической базы театров должен быть выделен особо!» — подчеркнул Калягин.
Он сказал о необходимости создания советов по культуре при губернаторах и предложил, чтобы в них обязательно входили председатели региональных отделений СТД с правом совещательного голоса. Это, по мнению Калягина, поможет разрешать все возникающие конфликты, как это сейчас делает СТД.
«В соответствии с документом «Основы государственной культурной политики», в котором прописано: «делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам — наш союз со своими региональными отделениями может и должен принимать участие в управлении, а значит и в расстановке кадров», — сказал Калягин.
По его словам, главным для нормальной работы театров является продуманная кадровая политика, сохранение специалистов, опытных руководителей, трудоустройство молодых.
Калягин отметил, что по рекомендации СТД РФ 2 тысячи деятелей российского театра получают государственную стипендию для реализации самостоятельных творческих проектов, 96 человек стали обладателями стипендии правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства. Сумма стипендии — 20 тысяч рублей в месяц.
По словам Калягина, 30 миллионов рублей выделяется на гранты для реализации творческих проектов для детей и подростков.
С 2013 года в Москве проходит форум-фестиваль «Артмиграция», в котором принимает участие театральная молодежь России. Ежегодно в Центре «На Страстном» проходит фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс», открывающий новые перспективы для молодых. 10 лет существует Международная театральная школа в Звенигороде — 55 стран мира, 800 участников.
Калягин отметил, что 60 лет СТД проводит режиссерские лаборатории, ведет планомерную и постоянную работу по профессиональной учебе: проводятся мастер-классы и семинары. Союз стал инициатором проведения первой всероссийской школы заведующих постановочной частью (завпостов) «Театрального ПТУ».
Говоря о социальной деятельности СТД, Калягин сообщил, что за последние пять лет около 4000 его членов, попавших в трудную жизненную ситуацию, получили помощь в размере от 30 до 150 тысяч рублей. И еще около 4000 получили серьезную материальную помощь.
Калягин сказал, что в мае 2013 года открылся после капитального ремонта петербургский Дом ветеранов сцены. Обновили здравницы СТД в Сочи, Ялте, Рузе.
«Я счастлив, что мы смогли сохранить все свои 9 здравниц, — сказал Калягин. — Конечно, есть проблемы с Плесом, Щелыково, но мы определили цель и постепенно будем ремонтировать и все остальные. И, конечно, я хочу поклониться памяти Михаила Александровича Ульянова, его усилиями мы сохранили единым наш Союз, а потому и смогли сохранить и свое наследство». Он отметил, что сохранить все дома творчества удалось только Союзу театральных деятелей.
Что касается законодательной деятельности, то, по словам Калягина, принято два важных документа: «Концепция долгосрочного развития театрального дела на период до 2020 года», разработанная СТД совместно с министерством культуры, и «Основы государственной культурной политики», которую он назвал конституцией культуры.
«Все эти документы должны обеспечить развитие театрального дела страны, но, к сожалению, они не реализуются в полной мере, — сказал Калягин. — Действительно вспоминаешь Салтыкова-Щедрина: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». И не исполняются не только по причине кризиса, есть вещи, которые не требуют финансирования».
Он привел пример, когда поручение президента правительству РФ — обеспечить участие общественных организаций в подготовке решений о реорганизации, ликвидации, перепрофилировании организаций культуры, в первую очередь театров (срок исполнения 15 июля 2016 года), так и не выполнен. А для этого не требовалось дополнительного финансирования.
«Но если бы оно было принято, то мы могли бы предотвратить абсурдный процесс под названием «оптимизация», — сказал Калягин. — Первая оптимизация в отношении театров прошла в Тюмени, именно здесь началась эпидемия театральных слияний и, к сожалению, быстро распространилась по России. В Тюмени объединили филармонию, драматический театр, театр кукол и еще, чтобы совсем было весело, Дворец культуры «Нефтяник».
Подобные объединения, по словам Калягина, произошли в Хабаровске, Краснодаре, Пскове. В результате началась финансовая неразбериха, а преимуществ никто не получил, зарплаты больше не стали.
Калягин сказал еще об одной проблеме, которая не требует финансирования. Речь о присвоении почетных званий артистам. «Потрясает, что существует квота — 100 человек. Изумляешься, насколько нелепа, абсурдна, наконец оскорбительна существующая система награждения почетными званиями», — заявил Калягин.
Что касается вопросов, связанных с гастролями, Калягин отметил, что программа «Большие гастроли» при министерстве культуры прекрасно работает. Но важно, чтобы не только столичные театры ездили в регионы, а и сами региональные театры могли приезжать друг к другу. Он предложил включить этот пункт в программу Года театра.
«Я уверен, что Год театра должен стать Годом пропаганды российского театра. Нам важно доказать, что только достойное присутствие театра в общественной жизни страны, делает эту жизнь полноценной и содержательной», — заключил Калягин.
Источник: ria.ru