Амстердамский театр Tonneelgroep Amsterdam представит в рамках международного фестиваля «Сезон Станиславского» спектакль «Год рака» в постановке известного европейского режиссера Люка Персеваля. Представление состоится 16 и 17 ноября на сцене московского театра имени Маяковского.
Режиссер не сможет присутствовать на показе своего спектакля в Москве, поэтому прислал видеообращение, в котором рассказал о новелле Хюго Клауса, которая легла в основу постановки, и о том, почему этот текст привлек его внимание.
«Во-первых, потому что это книга Хюго Клауса, одного из самых значимых, а возможно, я бы сказал, самого значимого автора Фландрии. Сейчас он умер. При жизни он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию. Эта новелла «Год рака», я считаю, его недооцененное произведение», — сказал Персеваль.
По его словам, «Год рака» — жестокая книга. «Жестокая — потому как показывает всю хрупкость и непостоянность любви. Она о том, как быстро, после первого удовольствия, любовь становится сначала ложными ожиданиями, за которыми следует невыносимое крушение иллюзий», — сказал режиссер.
Действие происходит в 70-х годах в Амстердаме, который «уже тогда был городом свободы, образцом либертинизма». Клаус описывает двух влюбленных, которые год встречаются и пытаются обрести радость от физической близости, но обретают лишь разочарование. Самое прекрасное, по его мнению Персеваля, в этой истории — женщина, которая в конце умирает. Но и после ее смерти любовь, притяжение мужчины к женщине настолько сильно, что они не могут разлучиться. «И таким образом автор показывает, что действительно глубокая любовь совсем не связана с сексуальностью и телесностью. И то, что он описывает эту духовную любовь на фоне всего этого либертинизма 70-х и 60-х. Это, я считаю потрясающе», — сказал Персеваль.
Текст режиссер адаптировал для сцены совместно с драматургом театра Toneelgroep Amsterdam Петером ван Краагом. Персеваль подчеркнул, что ему посчастливилось создавать спектакль с двумя исключительными актерами: это Гейс Шолтен ван Ашат и Мария Краакман. И еще он особо отметил роль в спектакле музыканта Йеруна ван Веена, который сидит на сцене за роялем и играет свои сочинения, очень близкие музыке 60-х и 70-х годов.
«Эта музыка была для меня первым шагом на пути к спектаклю. Иначе говоря, у меня сначала в голове была музыка, и только потом текст, я больше отталкивался от музыки. Для меня это абсолютно новый опыт. И в том числе поэтому у меня есть ощущение, что этот спектакль занимает особое место среди спектаклей, которые я когда-либо делал», — сказал Персеваль.
Источник: ria.ru