Как уже заведено в последнее время в Большом Императорском фойе (бывшем Бетховенском зале) на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Александра II за стол президиума рассаживаются спикеры: генеральный директор театра Владимир Урин, главный дирижер-музыкальный руководитель Туган Сохиев, руководитель балетной труппы Махар Вазиев и пресс-секретарь Катерина Новикова.
При этом участие господина Вахиева в пресс-конференции оказалось чисто символическим: коротко обрисовав балетные планы, он вынужден был покинуть почтенное собрание, поскольку опаздывал на экзамены в Академию хореографии, которые начались еще за два часа до начала пресс-конференции. Поэтому руководитель балета успел ответить только на один вопрос, но вопрос принципиальный. Дело в том, что при оглашении планов сенсацией оказалось наличие в них балета Мориса Бежара на музыку Жака Оффенбаха «Парижское веселье». Таким образом, хореограф, о планах постановок балетов которого говорилось более 40 лет, еще с 70-х годов прошлого века (то есть сразу после первых триумфальных гастролей бежаровской труппы «Балет XX века» в СССР), впервые в истории русского балета будет представлен на отечественной сцене. Мало того на сцене главного театра страны.
Вопрос же на который Вазиев успел ответить, касался выбора названия. Почему, например, не легендарный бежаровский балет «Весна священная», произведший после его показа в Москве на сцене Кремлевского дворца чуть ли не сексуальную революцию, будет показан на сцене Большого? Почему именно балет «Парижское веселье»? На этот в общем-то простой вопрос руководитель балета ответил в том духе, что этот балет хорошо монтируется с другой постановкой, намеченный на этот вечер, -балетом Джорджа Баланчина «Симфония до мажор», который уже с большим успехом шел на сцене Большого театра и теперь вновь возвращается в афишу. Он также заявил: «Весну священную» я ставил в Ла Скала и у меня неоднозначное отношение к этой работе. Вообще, в целом «Весна священная», «Жар-птица» и другие балеты, конечно замечательные работы великого мастера. Но начнем с того, что «Парижское веселье» мне нравится. Если есть какие-то сомнения, то это дело личного вкуса. И мне кажется, что в этой работе артисты Большого театра себя замечательно покажут и проявят».
Премьера вечера одноактных балетов с «Парижским весельем» Бежара и «Симфонией до мажор» в комплекте покажут на Новой сцене Большого под конец сезона 13 июня, а откроет его тоже вечер одноактных балетов, в состав которого войдут известный балет «Артефакт» Уильяма Форсайта на музыку Эвы Кроссман-Хехт и Иоганна-Себастьяна Баха и «Петрушка» Стравинского хореографа Эдварда Клюга. Имя этого талантливого хореографа, худрука Словенского Национального театра в Мариборе хорошо известно в России. Свои балеты он неоднократно привозил , например, на фестиваль Dance Open в Санкт-Петербург. Идут они и на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Его популярный балет «Радио и Джульетта» показывали и на сцене Кремлевского дворца. Но на Новой сцене Большого нас ждет совершенно новый балет, специально поставленный для театра. Кстати, 19 мая его вместе с балетом «Кармен-сюита» покажут и в прямой трансляции на экранах кинотеатров России и всего мира. Помимо этого, прямые трансляции ждут балеты «Сильфида» (11 ноября) и «Баядерка» (20 января).
А завершится сезон тоже мировой премьерой: на 19 июля намечен балет под пока условным названием «Красавин-Самодуров». Расшифровывается название просто: это фамилии композитора (Красавина) и хореографа (Самодуров), которые и создадут это совершенно новое произведение. Музыка композитора Юрия Красавина уже однажды предполагалась при постановке балета «Герой нашего времени», но тогда режиссер Кирилл Серебренников настоял на Илье Демуцком, так что новые балет, условно говоря, некая компенсация композитору. Вячеслав Самодуров при этом тоже не так давно поставил в Большом мало пользующийся спросом балет «Ундина». Тем не менее наряду с новым названием в репертуаре театра сохранится и «Ундина», которая в этом сезоне, кстати, не шла.
Вообще в отличии от прошлых сезонов в этот раз при оглашении планов интрига присутствовала: никаких слухов, что же собственно планирует показать в Большом в следующем сезоне в труппе не циркулировало. Известно было только, что очередная постановка хореографа из Монте-Карло Жана-Кристофа Майо, уже поставившего в Большом свой удачный балет «Укрощение строптивой», в следующем сезоне не состоится. С ним велись переговоры еще в позапрошлом сезоне, но что-то застопорилось, и в планах по крайней мере на ближайший год имени этого хореографа не оказалось.
Зато в планах оказался английский балетмейстер Кристофер Уилдон. О постановке его работы совместно с лондонским Королевским балетом речь шла еще до прихода в Большой в качестве руководителя Махара Вазиева, но в связи с появлением нового начальника планы тогда скорректировались. И вот Уилдон опять в репертуаре. ТТолько на этот раз речь идет не об одноактном балете. На Исторической сцене Большого театра покажут его относительно свежий (2014 года) трехактный балет на музыку Джоби Тэлбота «Зимняя сказка». Надо заметить, что модный английский хореограф уже когда-то ставил, причем специально для Большого, балет с названием — Misericordes («Милосердные»). Но хореография тогда получилась слишком абстрактной, и балет быстро исчез из репертуара. Теперь руководство театра предлагает нам балет апробированный, который в Лондоне пользуется неизменным успехом. Будем надеется, что новый балет этого хореографа по мотивам одноименной пьесы Уильяма Шекспира (его премьера намечена на 4 апреля) ждет другая судьба.
Помимо шести балетных премьер, любителей музыкального театра в 243-ем сезоне ждут и премьеры пяти оперных спектаклей: «Кандида» на музыку Леонардо Бернстайна поставят дирижер-постановщик Туган Сохиев и молодой, но уже востребованный оперный режиссер Алексей Франдетти (премьера состоится 29 сентября), две оперы Россини — «Севильский цирюльник» (3 ноября) дирижера Пьера Джорджо Моранди, режиссера Евгения Писарева в сценографии Зиновия Марголина и «Путешествие в Реймс» (12 декабря), постановщиками которой выступят дирижер Туган Сохиев и режиссер Дамиано Миукьелетто, а также «Русалка» Дворжака ( 7 марта; дирижер – Айнарс Рубикис, режиссер – Тимофей Кулябин) и «Евгений Онегин» Чайковского в новом прочтении режиссера Евгения Арье и дирижера Тугана Сохиева. Премьера «Евгения Онегина» намечена на 28 мая.
Обширны и гастрольные планы Большого театра в следующем сезоне. Самые амбициозные из них: Ла Скала в сентябре — там покажут балеты «Баядерка» и «Укрощение строптивой»; Лирический театр Квинслендского центра исполнительских искусств в Брисбене (Австралия), где станцуют «Спартак» и «Драгоценности», и Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне, в котором обширные гастроли пройдут с 25 июля по 17 августа. Балетная программа английских гастролей будет объявлена особо, но уже известно, что в Лондоне тоже хотят увидеть балет «Спартак» (поэтому, сейчас обсуждается вопрос сумеют ли перевезти этот балет с помощью авиации из Австралии в Лондон) и балет «Нуреев». По поводу последнего генеральный директор Большого пояснил:
«Я хочу, чтоб было понятно, что если сегодня балетная труппа Большого театра выезжает на большие гастроли в составе где-то 240 человек, то в случае если туда поедет спектакль «Нуреев», вывести нужно на 120 человек больше. Это очень серьезный экономический вопрос и, как только мы даем реальные параметры этого спектакля с учетом и декораций ( а это 6 фур только этого спектакля), и даем цифровые показатели, импресарио начинают задумываться. Тем не менее такие предложения есть, и они обсуждаются. Как что-то только реальное появится, я обязательно прессе расскажу».
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.
Источник: mk.ru