Автор «Кибернетической метафизики» и «Психологии биоробота», профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) Александр ИСАЕВ прогнозирует возникновение в ближайшее время новой мировой религии – так называемого «пангуманизма». Речь о религии, которая в качестве Всевышнего признает некую неизвестную Высшую Силу (сообщество Высших Сил), покровительствующую всем «правильным» людям независимо от их этнической принадлежности, цвета кожи, социального происхождения.
В условиях стремительной глобализации особую актуальность приобретает веротерпимость, мирное сосуществование различных религий. Причем очевидно, что полностью проблема противостояния различных религий может быть решена лишь в условиях существования одной религии.
Какая религия могла бы устроить большую часть человечества?
Очевидно, что ни одна из известных религий на эту роль претендовать не может.
Начнем с того, что проще. С иудаизма.
Что бы там ни говорили апологеты иудаизма, но сам он практически неразрывно связан с таким понятием как «еврейский народ». Мы говорим «евреи» — подразумеваем «иудеев», мы говорим «иудеи» — подразумеваем «евреев». Как говорится, из песни слов не выкинуть. Не думаю, что такая религия может устроить большинство человечества.
Христианство.
С ним дела обстоят получше. Христианство объединяет представителей многих народов. Однако и тут есть свои серьезные проблемы.
Прежде всего, это связано с тем, что никто из христиан не может до сих пор вразумительно сказать, в чем суть христианства, каковы его основные моральные догмы. Дело в том, что Иисус Христос авторского варианта своего Учения, как известно, не оставил, а те многочисленные жизнеописания Христа, которые претендуют на роль «источников христианства» зачастую противоречат друг другу.
Например, как поступать с захватчиками? Об этом в «источниках христианства» не сказано ни слова. Есть только «подставить другую щеку».
А как быть «христианским» воинам, если одно из библейских изречений Иисуса Христа гласит: «Взявшие меч, мечом погибнут». А вот православный святой Александр Невский утверждает: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Неудивительно, что попытки решить эту дилемму зачастую заканчиваются серьезной психотравмой.
К числу таких «психотравмированных», по мнению автора, следует отнести и великого русского писателя Л. Н. Толстого, ставшего на закате жизни полным «непротивленцем» (речь о непротивлении злу насилием). В частности, в работе «В чем моя вера?» Толстой пишет: «Придут неприятели: немцы, турки, дикари, и, если, вы не будете воевать, они перебьют вас». Это неправда. Если бы было общество христиан, не делающих никому зла и отдающих весь излишек своего труда другим людям, никакие неприятели – ни немцы, ни турки, ни дикие – не стали бы убивать или мучить таких людей».
Короче, нужна новая религия, которая бы внесла в «семью» религиозных систем «свежую струю».
В чем суть пангуманизма?
Во-первых, в качестве Всевышнего (Бога) должна выступать некая неизвестная Высшая Сила (сообщество Высших Сил), которая покровительствует всем «правильным» людям независимо от их этнической принадлежности, цвета кожи, социального происхождения. Все споры насчет того, как выглядит эта Высшая Сила необходимо на время отложить. «По своему образу и подобию» можно использовать только как версию.
Во-вторых, что значит «правильные» люди и что значит «неправильные»?
В «программном обеспечении» человека есть такие архетипы как «свой» и «чужой». «Свои» рассматривают окружающих (минус «чужие») как членов одной дружной семьи: сострадают, помогают в беде, уважают «личную территорию». «Чужие» плюют на «личную территорию» окружающих: обманывают, грабят, насилуют, убивают.
Так вот, пангуманизм опирается на единую моральную заповедь: «Люби «своих» и борись с «чужими».
В-третьих, никаких священников в пангуманизме быть не должно. Только непосредственное общение человека с Богом.
А пополнять свои ряды пангуманисты смогут, прежде всего, за счет атеистов. Думаю, что такая религия будет для них наиболее привлекательной.