3 марта в Москве прошел второй форум по коммерческой космонавтике InSpaceForum, на котором представители Роскосмоса и нескольких частных компаний обсудили текущее состояние отрасли. Ниже кратко приводятся наиболее значимые заявления и высказанные идеи.
В целом в отношении Роскосмоса к частной космонавтике за год, прошедший с первого форума InSpaceForum, наметился определенный прогресс, что нельзя не приветствовать. Присутствовавший на первой панели «Выбирая путь в Будущее» директор по коммуникациям госкорпорации Роскосмос Игорь Буренков несколько раз упомянул прошедшую в феврале встречу Игоря Комарова, главы Роскосмоса, с представителями крупного российского бизнеса. Кроме того, он положительно отозвался о покупке плавучего космодрома Sea Launch компанией S7. В дальнейшем, по его словам, государство создаст обобщенную процедуру приема и взаимодействия с частными космическими компаниями.
В остальном позиция Роскосмоса меняется крайне медленно. Госкорпорация пригласила крупный бизнес инвестировать в космическую отрасль и считает, что этого достаточно. Создавать среду для работы частного бизнеса в космонавтике она не хочет.
Представители «частной» стороны на обсуждении предложили два ключевых нововведения, позаимствованные из практики западных космических агентств.
Первое – гарантии на будущий госзаказ, которые позволили бы компаниям получить инвестиции в разработку. Согласно этой идее, государство и частное предприятие оговаривают характеристики космической системы и объемы будущих закупок. В отрасли с таким большим временем возврата вложений как космонавтика зачастую только наличие государства в качеств якорного заказчика позволяет находить инвестиции. Игорь Буренков в ответ отметил, что государство никому не обязано предоставлять никакие финансовые гарантии.
Второе предложение – просьба к государственной корпорации делиться накопленными технологиями. Идея особенно актуальна, учитывая, что наши космические технологии создавались во времена СССР и «народного хозяйства», т.е., по сути, должны принадлежать не отдельному субъекту права в лице госкорпорации «Роскосмос», а всему народу. Господин Буренков это предложение также не поддержал, высказав опасения относительно утечки технологий за границу. По его словам, государство готово делиться технологиями в рамках государственно-частного партнерства и совместных предприятий. Нельзя не отметить, что, например, НАСА активно делится технологиями с частными фирмами, при том, что они гораздо интереснее потенциальным шпионам, чем советские ракетостроительные технологии 1980-х годов.
Основатель инвестиционного фонда Bard Worldwide Вадим Махов отметил, что, если государство хочет видеть частные инвестиции в космонавтику, оно должно начать открывать отдельные сегменты отрасли для конкуренции. К сожалению, участники панели его не услышали.
Генеральный директор компании «Даурия Аэроспейс» Сергей Иванов заявил, что конкурентным преимуществом российских компаний является низкая стоимость высококвалифицированной рабочей силы. Также он высказал мнение, что частные космические компании в России могут существовать и в нынешних условиях без поддержки Роскосмоса, если они полностью ориентированы на зарубежных заказчиков. Сама «Даурия» активно пытается найти клиентов за границей. В прошлом эта компания заключала договор с индийской организацией о разработке двух геостационарных спутников, но развить работу в этом направлении не удалось. В 2015 году компания заключила соглашение с китайским инвестиционным фондом Cybernaut, которое предусматривало выделение 70 млн долларов на разработку и постройку десяти малых спутников зондирования Земли.
Позиция Иванова имеет под собой основания. В то же время нужно отметить, что при экспансии на внешний рынок российским компаниям рано или поздно придется столкнуться с из западными конкурентами, которые получают и выгодные госзаказы, и другую помощь от государства. Далеко не факт, что низких зарплат инженеров окажется достаточно, чтобы нивелировать эти факторы в конкурентной борьбе.
Несколько большего прогресса удалось добиться в коммерциализации проведения экспериментов на МКС. Сейчас РКК «Энергия», управляющая российским сегментом космической станции, готова на коммерческой основе отправлять в космос и обслуживать эксперименты частных компаний. А ЦНИИМаш, головной научный институт Роскосмоса, принимает предложения по проведению экспериментов от частных компаний и, если они признаются технически или научно значимыми, эксперименты могут быть включены в государственную программу исследований.
Наибольший интерес вызывает намерение компании 3D Bioprinting Solutions отправить в космос 3D-принтер для печати живых тканей. Об этом проекте впервые было заявлено еще в конце 2016 года. В наземной установке технология неаддитивной печати методом «лепки» требует использования токсичных реагентов, из-за которых напечатанные живые ткани быстро погибают. В невесомости токсичные вещества не понадобятся. Кроме того, 3D Bioprinting Solutions намерена проверить гипотезу о прорастании в распечатанных тканях сосудистых русел в условиях невесомости.
Основная проблема эксперимента – отсутствие возможности доставить в космос биоматериал для печати. Над соответствующей установкой компания работает в сотрудничестве с ИМБП РАН. Ожидается, что эксперимент будет осуществлен до конца эксплуатации МКС, но не раньше 2018 года.
Компания «Спутникс» намерена запустить на МКС обычный 3D-принтер для печати из углепластика. Пионером в этой области стала американская компания Made In Space, распечатавшая на космической станции несколько деталей из обычного термопластика. Она также планирует в дальнейшем распечатать углепластиковую конструкцию в космосе. Пока что эти эксперименты не имеют практического применения.
Важным шагом в будущем должен стать перенос 3D-печати в условия вакуума, однако для этого потребуется не адаптировать для невесомости обычный принтер, а создать новый аппарат с нуля. Зато такое устройство для печати углепластиковых конструкций в вакууме, несомненно, найдет применение при создании крупногабаритных конструкций, включая радиоантенны космических аппаратов. К сожалению, пока что никто не анонсировал создание такого принтера.
В отличие от InSpaceForum 2016, в этом году «Сколково» не предоставило стенды своим резидентам. Поэтому демонстрационная зона форума значительно сократилась. Вероятно, этим же объясняется и отсутствие там ракетного стартапа Lin Industrial, который после аварии при испытаниях двигателя в конце 2016 года занят пересмотром стратегии развития и разработкой нового проекта своего базового носителя. На форуме присутствовал стенд новой «ракетной» команды НСТР, объявившей об испытаниях собственного прототипа двигателя в прошлом году. Представители фирмы подчеркивают, что их двигатель является полностью жидкотопливным и работает на закиси азота и керосине. Возможности по переходу от прототипа двигателя к работоспособному образцу вызывают определенные сомнения, но НСТР получила небольшой грант от некого частного инвестора (по слухам, которые отрицает НСТР, инвестором может быть фонд «Галактика») и продолжает работу. Наконец, появился на форуме и Павел Пушкин, основатель самого обеспеченного с финансовой точки зрения ракетного стартапа России – компании «Космокурс». «Космокурс» не слишком часто докладывает о своих достижениях в СМИ, но активно и в целом успешно продолжает разработку суборбитальной туристической системы. Эта система, состоящая из многоразовой суборбитальной ракеты и пилотируемой капсулы, идейно аналогична системе New Shepard американской компании Blue Origin.
Источник: kosmolenta.com