«Скиапарелли» успел передать информацию о последних моментах своей «жизни»

«Скиапарелли» успел  передать информацию о последних моментах своей «жизни»

Многие уже «похоронили» «Скиапарелли», — учитывая его изначально малый срок работы на Марсе (от 2 до 10 дней), нечего и надеяться на его реанимацию. Но руководитель полета миссии Андреа Аккомаццо из Европейского космического агентства (ЕКА) все-таки заявил, что специалисты намерены ждать информацию о «Скиапарелли» с орбитальных аппаратов, вращающихся вокруг Марса, до последнего, то есть, вплоть до конца октября.

«Это напоминает нам поиски аппаратов «Бигль» или «Филы», — наш «Скиапарелли» такой же маленький», — заявил ученый на пресс-конференции в Дармштадте, вспомнив неудачи при посадке на Марс в 2003-м году и на комету Чурюмова-Герасименко в 2014-м.

Напомним, что «Скиапарелли» должен был сесть на Марс 19 октября в 17.48 по московскому времени. Он удачно вошел в атмосферу, раскрыл тормозной парашют, через некоторое время включились двигатели мягкой посадки… «Двигатели точно включились, мы видели их включенными несколько секунд, — сказал Аккомаццо, — но время их работы оказалось гораздо короче, чем ожидалось. Я не в состоянии сказать, все ли из них включились штатно, мы пока не обработали всю информацию…».

Пока европейцы разбираются во всех деталях спуска, мы обратились к нашим инженерам, имевшим большой опыт по запуску аппаратов на Марс в 70-х годах прошлого века. Марсианской поверхности из них достигли только «Марс-2» и «Марс-3» в 1971 году и «Марс-6» в 1974-м. Но более-менее успешным из них можно считать только «Марс-3», который совершил первую мягкую посадку и в течение 14 секунд передавал информацию о себе на Землю.

— Посадка «Скиапарелли» очень похожа на посадку нашего «Марса-6» — рассказал нам один из сотрудников в НПО им. Лавочкина, который работал тогда в группе управления полетом аппарата. — Мы после той неудачной миссии могли лишь предполагать, из-за чего прервалась с ним связь буквально за несколько секунд до касания поверхности. По одной версии, он закрутился и поломал антенну, а может, как и в предыдущих запусках, подвели воронежские транзисторы. Ими укомплектовывались и радиосистемы, и бортовые ЭВМ, и очень часто именно они давали сбой. В частности, следующий, «Марс-7» пролетел мимо Красной планеты только потому, что вовремя не включился двигатель для его торможения.

Что касается «Скиапарелли», на его жесткую посадку, по мнению наших специалистов, кроме повреждения антенны могла также повлиять большая перегрузка при открывании парашюта. Если после «разбора полета» в ЕКА придут к такому выводу, то не исключено, что будущая миссия полетит на Марс уже с дополнительной страховкой.

Комментирует доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН Игорь МИТРОФАНОВ:

— Если для выяснения причин неудачных посадок наших аппаратов у нас были только косвенные данные, то «Скиапарелли» от них выгодно отличается — он до последнего передавал на Землю информацию о процессе посадки. По всей видимости, у него что-то произошло на борту за те 50 секунд до касания почвы, о которых рассказывал Аккомаццо. И очень важно, что до этого времени наши коллеги получали данные с аппарата. В нем был установлен датчик УКВ, и в момент посадки он все телеметрические данные передавал на пролетающие орбитальные модули TGO и Mars Express. Это была не просто «слепая» посадка, а посадка, которая мониторировалась до самого последнего момента. Собственно, признаком аварии стало прекращение передачи этих данных.

— Фотографии, которые должна была сделать камера модуля во время спуска, «Скиапарелли» тоже «успел» передать на орбитальный модуль?

— Думаю, фотографий все-таки не будет. Мы надеемся на чисто техническую информацию о перегрузках, скоростях на различных этапах посадки.

— Деталями данной аварии европейцы с вами поделятся?

— Точно ответить на этот вопрос я не могу. Чаще всего разработчики держат детали своих технологических решений при себе. Но поскольку следующий этап проекта «ЭкзоМарс» в 2020 году мы будем делать совместно, надеюсь, что европейцы будут вести себя более открыто с нашими инженерами, чтобы обезопасить будущую миссию.

Источник: mk.ru

AgentNews.ru