. Межвидовое скрещивание с неандертальцами и денисовцами подарило предкам современных людей возможность приспособиться к жизни в суровых условиях ледниковой Европы и Азии гораздо быстрее, чем это обычно происходит в ходе эволюции, заявляют ученые, опубликовавшие статью в журнале Molecular Biology and Evolution.
«Многие наши коллеги, изучавшие феномен скрещивания наших предков и других видов людей, искали следы их ДНК на уровне всего генома. Мы, в свою очередь, поняли, что мы мало чего знаем о том, как эти события влияли на работу отдельных участков генома. Используя «денисовский» ген EPAS1 в качестве примера, мы проверили, сможем ли мы найти другие такие полезные гены, унаследованные от древних людей», — заявила Эмилия Уэрта-Санчес (Emilia Huerta-Sanchez) из университета Калифорнии в Мерседе (США).
Речь в данном случае идет о необычном гене, открытом в 2010 году группой генетиков под руководством Расмуса Нильсена из университета Калифорнии в Беркли в ДНК людей, живущих на Тибете. Как выяснили тогда ученые, ген EPAS1, управляющий реакцией организма на хронический недостаток кислорода, оказался необычно устроен у жителей Тибета по сравнению со всеми остальными народами мира.
Изначально команда Нильсена считала, что данный ген просто эволюционировал рекордно быстрыми темпами под воздействием суровых природных условий, однако два года назад они выяснили, что на самом деле предки тибетцев позаимствовали эту версию EPAS1 у «денисовцев» – загадочной популяции древних людей, живших на Алтае и в Сибири 50-100 тысяч лет назад.
Используя EPAS1 в качестве образца «полезного» обмена генами между нашими предками и «аборигенами» Евразии, Уэрта-Санчес и ее коллеги попытались найти схожие примеры того, как контакты с неандертальцами и денисовцами могли помочь кроманьонцам одержать верх в конкурентной борьбе с ними.
Сравнив ДНК неандертальцев и денисовцев с образцами геномов из базы проекта «1000 Genomes», ученые показали, что все народы мира, кроме жителей Африки, унаследовали множество отдельных генов от древних людей. Больше всего их содержится в ДНК обитателей Южной Азии, и, что странно, жителей Перу, которые оказались носителями наибольшего числа типичных «неандертальских» мутаций.
Дальнейшее изучение геномов позволило команде Уэрты-Санчес выделить около десятка генов, напрямую связанных с неандертальцами и денисовцами. Среди них есть участки, связанные с цветом кожи (BNC2) и ее структурой (POU2F3), защитой от ультрафиолета (HYAL2), а также работой мозга (SIPA1L2 и CHMP1A). «Неандертальские» или «денисовские» версиит этих генов, по словам ученых, встречаются почти среди всех жителей планеты, кроме африканцев.
Еще большее число генов, унаследованных от архаических популяций людей, встречается среди отдельных групп людей. К примеру, азиаты унаследовали от неандертальцев около десятка генов, связанных с развитием мозга, шизофренией, ростом мускулов и несколькими видами рака, а жители Европы – ряд мутаций в генах, связанных с работой иммунитета, цветом волос, работой жировой прослойки и формой лица.
Все эти вариации генов встречались среди древних людей все чаще по мере движения к настоящему времени и они сегодня фактически не встречаются среди жителей Африки, что говорит о том, что они были полезны для выживания кроманьонцев, заполучивших их в ходе контактов с неандертальцами. Эти мутации, как считают ученые, помогли нашим предкам «ускорить» свою эволюцию, быстро приспособиться к жизни на севере и начать конкурировать с неандертальцами и денисовцами.
Источник: ria.ru