Госконтракт на убийство

Госконтракт на убийство

Пока законодатели медлят с законом о бездомных животных, регионы регулярно проводят многомиллионные госзакупки услуг по их истреблению

Скандалы с массовым истреблением бездомных собак и кошек в разных регионах страны регулярно разгораются в интернете и будоражат общественность. Один из последних связан с объявлением серебрянопрудской администрации о том, что 24 октября в подмосковном селе Узуново «будут проводиться плановые мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных». Сейчас способы регулирования численности беспризорников выбирает местное самоуправление. Но для решения вопроса в рамках страны не хватает законодательной базы — в Госдуме уже пять лет находится на рассмотрении законопроект «Об ответственном обращении с животными».

На днях в интернете появилась петиция жителей подмосковного городского округа Серебряные Пруды (в него входит Узуново), которая призывает местные власти запретить отстрел животных и построить для них приют. По словам зоозащитницы из Узуново Марии Солдатовой, местные жители уверены, что будет отстрел, так как наслышаны об уничтожении собак в соседних населенных пунктах. Поэтому они намерены выйти на защиту своих беспризорников.

В администрации Серебряных Прудов «Известия» заверили, что речь идет не об отстреле, а об отлове собак силами Ногинского муниципального приюта. Главный эксперт отдела ЖКХ г.о. Серебряные Пруды Надежда Чаплина пояснила, что после лета на улицах осталось много брошенных собак. Директор Ногинского приюта Мария Парамонова утверждает, что приют отлавливает животных именно для стерилизации и старается вернуть их в прежнюю среду, потому что ресурсов для их содержания не хватает — территория рассчитана всего на 500 голов.

Контракт на уничтожение

В Подмосковье с 2014 года действует закон, предусматривающий гуманные методы обращения с безнадзорными животными: отлов, стерилизацию (кастрацию), вакцинацию, а также создание для них приютов (ст. 67 закона №191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области»).

Однако, по данным зоозащитников, в действительности некоторые муниципалитеты продолжают заключать контракты на уничтожение животных. Подтверждение этой информации можно найти на сайте госзакупок. Например, 10 июня был заключен муниципальный контракт администрации Подольска с индивидуальным предпринимателем на 2 000 075 рублей на уничтожение не менее 861 собаки до конца 2016 года. В документе говорится: «Отловленные собаки содержатся в приюте для временного содержания безнадзорных животных не более пяти календарных дней, по истечении которых подлежат эвтаназии и утилизации». А в мае 2016 года администрация Королева разместила госзаказ на регулирование численности безнадзорных животных, по которому «объем работ составляет 8539 кг». Имеется в виду общий вес уничтоженных животных.

Волонтер, занимающийся общественным контролем над госзакупками, сообщила «Известиям», что в Подмосковье только 20% контрактов подразумевают гуманные способы работы с безнадзорными животными. Все остальные договоры — на уничтожение.

Руководитель организации по защите животных «Зооправо» Анастасия Федюнина говорит, что организация часто получает сигналы от граждан об отстреле бездомных собак. Из недавних случаев в Подмосковье зоозащитница вспомнила также Королев, где летом были найдены десятки трупов собак. Среди других регионов, по ее словам, последние сообщения об убийствах домашних животных поступали из Иркутска, Нижегородской области, Перми, Ростова-на-Дону, Астраханской области, Волгограда, Ялты.

Массовое уничтожение безнадзорных животных ведется по всей стране, утверждает председатель тюменской областной организации «Общество защиты животных» Анна Москвина.

— Я анализировала госзакупки нескольких федеральных округов и общаюсь с очень большим количеством НКО и активистов страны — тенденция везде одинакова. Сегодня практически все регионы уже имеют собственное законодательство в сфере обращения с бездомными животными, предусматривающее ОСВВ (отлов, стерилизацию, вакцинацию, возврат) либо содержание в приютах. Но эти методы остаются только на бумаге, реального исполнения законов нет, — рассказывает Москвина.

По словам зоозащитницы, ежегодные траты бюджета на регулирование численности безнадзорных животных в РФ составляют более 2 млрд рублей. Фактически на убийство бездомных животных тратится около 90% выделенных бюджетных средств, а на ОСВВ и устройство — не более 10%.

Бесхозное имущество

В Уголовном кодексе РФ есть статья №245 «Жестокое обращение с животными», которая предусматривает наказание вплоть до лишения свободы (от шести месяцев до двух лет) за убийство животных из корыстных побуждений или с применением садистских методов. Зоозащитники сообщают, что при отлове собаки часто гибнут в муках, но за это никого не наказывают.

— В собак стреляют дротиками с дитилином (адилином) — веществом, которое используется для убоя животных, — уточняет Федюнина. — Процедуру проводят в присутствии людей, что представляет для них опасность. Привлечь виновных к ответственности практически невозможно, потому что тела убитых животных они увозят и сразу закапывают. Правоохранительные органы на такие мероприятия даже не выезжают.

Законодатели уже несколько лет пытаются создать законопроект, позволяющий решить ситуацию с бездомными животными. В 2011-м свою редакцию закона предложила рабочая группа Государственной думы VI созыва. Эта версия до сих пор остается на рассмотрении.

— Закон «Об ответственном обращении с животными» был принят Государственной думой V созыва в первом чтении в декабре 2011 года, — рассказал «Известиям» член рабочей группы по законопроекту, депутат Государственной думы VI созыва от фракции ЛДПР Максим Шингаркин. — В соответствии с Гражданским кодексом РФ животные относятся к имущественному комплексу. Когда домашние животные оказываются на улице — это бесхозные вещи. В соответствии с Гражданским кодексом бесхозное имущество хранится в течение шести месяцев в муниципалитете, где оно обнаружено. Всё это время муниципалитет несет издержки. Поэтому срок хранения будет сокращен до одного месяца, а затем муниципалитеты должны будут либо вступить во владение имуществом, либо его ликвидировать: по новому закону решение будет зависеть от состоятельности региона.

— Стаи бездомных собак представляют реальную опасность, — говорит кандидат биологических наук, сотрудник Тимирязевской академии Сергей Кручина. — Когда животное перестает быть домашним и начинает выживать в природе, первое, что оно должно сделать, — максимально быстро освободиться от связи с человеком. Бездомные собаки живут по экологическим законам диких животных: занимают определенную территорию, ищут пищевые ресурсы и размножаются. Если бы бездомным собакам не помогали люди, их было бы почти не видно.

По словам биолога, в природе до репродуктивного возраста доживает максимум 3–5% щенков. В городах заботой сердобольных бабушек провоцируется рост численности беспризорников. Это оборачивается тем, что стая ждет, когда ее покормят, и защищает свой пищевой ресурс от чужаков. Под раздачу попадают случайные прохожие. У собак также могут быть гормональные сдвиги на фоне беременности, они могут охранять своих щенков — причины агрессии бывают разные.

Эксперт уверен, что в России для регулирования численности безнадзорных животных нужны три составляющие: разумное количество приютов, тотальная стерилизация всех оказавшихся на улице собак и усиленное введение с помощью звезд шоу-бизнеса моды на собак из приютов.

Популяция отвечает размножением

Зоозащитники единодушно считают уничтожение животных методом не только недопустимым по моральным соображениям, но и нерабочим.

— В биологии есть понятие емкости среды, то есть сколько она может вместить особей определенного вида, — поясняет директор зоозащитной организации «Ноев ковчег» Анна Могильнер, биолог по образованию. ­— Она зависит от количества еды, воды и укрытий, а также от болезней и хищников. У бездомных собак в городах емкость среды совершенно гигантская — огромное количество пищи и множество укрытий. Фактически регулировать их численность может только хищник, то есть человек. А на хищничество любая популяция отвечает вспышкой размножения. Оставшиеся животные производят вдвое большее потомство.

По подсчетам Анны Москвиной, метод ОСВВ не только более гуманный, но и экономически выгодный. Для ОСВВ расход на одну собаку составляет 8,5 тыс. рублей, при этом она возвращается в привычную среду, не дает занимать свою территорию другим особям на срок своей жизни (примерно семь лет) и тем самым исключает размножение. Убийство собаки обходится в среднем в 1,5 тыс. рублей, но на ее место постоянно будут приходить новые, и процедуру придется повторять бесконечно. В итоге за те же семь лет будет истрачено больше миллиона рублей.

По мнению зоозащитников, решать вопрос с безнадзорными животными нужно комплексом мер, часть которых направлена на профилактику попадания их на улицу.

— Нужно принимать строгие меры по содержанию домашних животных — они должны быть зарегистрированы, чипированы или как-то идентифицированы, надо строжайше следить, чтобы собаки не гуляли без присмотра, штрафовать нарушителей, — считает Анна Могильнер.

Анна Москвина уверена, что нужно объединить возможности органов власти с желанием и умением работать зоозащитных НКО.

— Органы власти регионов имеют полномочия, но специалистов по обращению с бездомными животными у них нет. В то же время практически в каждом городе существует свое зоозащитное НКО, каждый 30-й житель состоит в различных группах помощи. Около 90% населения не поддерживают убийство как метод регулирования численности.

В числе муниципальных образований, в которых успешно решен вопрос с регулированием численности бездомных животных, зоозащитники называют Нижний Новгород. Администрация этого города в 2014 году передала все полномочия по решению этой проблемы одному подрядчику — ООО «Зоозащита НН».

— Мы создали сразу три организации: «Зоозащита НН», которая занимается отловом и передержкой животных, ветклинику и благотворительный фонд «Сострадание», — рассказывает директор организации Владимир Гройсман. — Бездомные животные забираются с улицы, при необходимости лечатся в нашем ветгоспитале, и те, которых реально пристроить, передаются в благотворительный фонд. За прошлый год мы пристроили в добрые руки 519 животных (это порядка 10% всех забранных с улицы). Для поиска новых хозяев проводим социальную рекламу, сотрудничаем со СМИ. Агрессивных животных оставляем в приюте или пристраиваем в качестве охранников. За время нашей работы количество обращений от граждан снизилось в два раза. Количество животных на улицах города снизилось с 7 тыс. до 4,7 тыс. (по подсчетам Нижегородского университета).

Источник: izvestia.ru

AgentNews.ru