Россия ждет гастарбайтеров со всей планеты

Россия ждет гастарбайтеров со всей планеты

Россия ждет гастарбайтеров со всей планеты

Удивительное дело — бывшие собратья по СССР перестали рваться в Россию.

Не случайно российский омбудсмен Борис Титов предложил пополнять трудовые ресурсы для отечественной экономики из Юго-Восточной Азии, в том числе Филиппин и Брунея.

Для начала омбудсмен предлагает упростить механизм трудовой миграции для граждан из «визовых стран». То есть для тех, которым для въезда в Россию требуется предварительно поставить штамп в консульстве: это Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, Бруней, Восточный Тимор, Филиппины, Малайзия, Индонезия и Сингапур.

В этом регионе проживает 655 млн человек, около 8% населения планеты, в России их доля — примерно 4,5% от работающих иностранцев. При этом общий миграционный потенциал стран Юго-Восточной Азии, экспортирующих рабочую силу, оценивается в 6-7 млн гастарбайтеров.

Удивлены? А что делать, если о дефиците кадров уже заявили 54% российских предпринимателей? При этом в основном нужны люди со средней или минимальной квалификацией. Выпускники вузов — лишние. Раньше России вполне хватало «понаехавших» из Средней Азии, но после падения курса рубля их становится все меньше. В 2022 году зарегистрировались 1,5 млн гастарбайтеров-узбеков, миллион таджиков, 560 тыс. киргизов, а нынешней весной прибыли только 630 тыс. узбеков, 340 тыс. таджиков и 172 тыс. киргизов.

Своих тоже не хватает. По подсчетам аналитиков FinExpertiza, до конца 90-х было около 90 млн работающих россиян, а к концу 2020 года их количество снизилось до 70,77 млн (включая обрусевших гастарбайтеров). По прогнозам экспертов НИУ ВШЭ, до 2030 года Россия лишится еще 1,9 млн работников.

При этом еще в 2020 году исследование международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) показало: 45% занятых на нашем рынке труда не соответствуют требованиям занимаемых ими рабочих мест. В международном рейтинге стран по соответствию квалификации работников их должностным обязанностям Россия занимает 52-е место из 75. То есть мы делаем то, чему не учились. Может, нужно все-таки изменить эту ситуацию?

Конечно, проще искать замену нынешним мигрантам далеко-далеко за пределами нашей страны. И при этом ввести патенты вместо нынешнего индивидуального разрешения на работу, а также отменить экзамены по русскому языку, истории и основам права. В самом деле, как их будет сдавать парень из Бирмы, то бишь Мьянмы?

Вице-премьеру Марату Хуснуллину, по его собственному признанию, сейчас требуется 400 тыс. строителей, а в Индонезии или Вьетнаме зарплата более-менее опытного каменщика, сварщика или монтажника в пересчете на российскую валюту нынче составляет 60-70 тыс. рублей. Придется платить больше? Так на больше, может и наш согласился бы?..

И еще немного статистики. В прошлом году Росстат зафиксировал в России максимальное с 2009 года падение производительности труда. По паритету покупательной способности (ППС) этот показатель в 1,6-2,4 раза ниже, чем в США и Западной Европе. При этом россияне работают гораздо больше коллег из других стран: по сравнению с США — на 100-180 часов в год, с Францией и Великобританией — на 400-500 часов. В исследовании мудрено говорится, что «сочетание низкой производительности при высоких затратах рабочего времени указывает на низкую технологическую вооруженность экономики и ошибки топ-менеджмента». Так, может, и займемся наконец этой самой «технологической вооруженностью» и подбором толковых людей для своей экономики?

Андрей Князев.

Фото: ADOBE STOCK

Источник: mirnov.ru

AgentNews.ru