Прошло 25 лет, как мы похоронили СССР. Да, именно мы, кто жил в то время. Были и предательство, и обман. Но предательство мы не распознали, а обману поверили.
25 лет – это срок, позволяющий уже осмыслить все как следует. И понять – больше мы нашли или потеряли в итоге буржуазной революции (контрреволюции) 1991 года. Давайте вспомним и сравним.
Медицина
Она была в СССР абсолютно бесплатной, доступной, и главное – качественной. Могли быть проблемы с какими-то «особыми» лекарствами, их надо было «доставать». Но для массового здравоохранения в рамках СЭВ производилось все нужное, кое-что докупали у дружественных стран типа Индии.
С доступом к ряду специалистов с высокой квалификацией – гинеколог, ортопротезисты и зубные техники, эстетическая хирургия – могли быть проблемы. То есть самих врачей всех специальностей хватало, но к самым-самым попасть было, конечно, непросто. Но это естественно: профессоров с мировым именем всегда меньше ординаторов. На Украине, скажем, были распространены подношения врачам натурой – магарычи. Для врача суммарная ценность их была сравнима с зарплатой. Для пациентов – вещь необременительная.
Сейчас медицина не просто малодоступна, она с каждым днем все недоступней. На 2017 год запланированы сокращения по всем программам здравоохранения, и без того скудным и недостаточным. По многим программам сокращения кратные. В государственных клиниках – очереди и «талонов нет». На более-менее сложное лечение или диагностику очереди измеряются месяцами и часто оказываются длиннее жизни пациента. Процветает взяточничество, а порой просто вымогательство. В стационаре кормежка скудная, а порой этой диетой можно убить последнее здоровье. Платные услуги населения недоступны для большей части. Система ОМС не несет никакой пользы, являясь лишь способом отщипнуть кусок от медицины для бедных в пользу благосостояния богатых.
При этом растут, как грибы, частные клиники. Благо государственных врачей сокращают – и им нужна работа, а пациентов в силу сокращения профилактики меньше не становится. Больные готовы отдать врачу последнюю рубашку – а частные клиники любят находить болезней куда больше, чем есть на самом деле, и назначать услуги подороже. Ведь они именно оказывают медицинские услуги, а не занимаются здравоохранением.
Уровень медицины упал до того низко, что вся нынешняя элита по серьезным поводам лечится исключительно за рубежом. Даже миллиарды не дают возможности получить качественную медицину в родных границах. В малых населенных пунктах за последние 7-8 лет медицинская помощь практически полностью уничтожена.
Образование
Было полностью бесплатным на всех уровнях – дошкольное, школьное, внешкольное (кружки, спортивные секции, музыкальные школы и т.п.), высшее. Существовало еще рабочее и средне-профессиональное образование, профессиональная переподготовка. Образование было очень качественным. Толковый студент практически любого периферийного ВУЗа мог дорасти впоследствии до главного конструктора промышленного гиганта, даже до министра. Педагог, особенно ВУЗовский – престижная профессия, достойно оплачиваемая. Да, были престижные, «блатные» школы и ВУЗы, куда советская знать пропихивала своих отпрысков, но по негласному закону и там не менее 50 % мест железно отдавалось одаренному простонародью. Большинство выпускников были востребованы народным хозяйством.
Сегодня образование на всех уровнях деградирует. ТВ показывает шокирующие сюжеты – как например студентка ВУЗа полагает, что наша страна во время Великой Отечественной войны называлась Сталинградом. Рабочее образование уничтожено полностью. Коррупция как при поступлении, так и при прохождении обучения. ЕГЭ позволил дагестанским парням плохо говорящим даже на дагестанских языках поступать в столичные милицейские ВУЗы. Материальная база еще больше отстает. А где обновляется, то с дикими откатами и неэффективностью. Педагоги стали новыми бедными. Устроиться по специальности после ВУЗа – стало экзотикой.
Жилье
С жильем в СССР было не очень, хотя несравнимо лучше чем в другие исторические периоды. Но надо понимать, что страна стремительно превращалась из аграрной в индустриальную, за время советской власти городское население выросло в разы – и стройиндустрия не вполне поспевала за этим процессом. Однако у граждан был выбор: ютиться в московской коммуналке и долгими годами ждать очереди «на расширение» – или поехать на строительство очередного нового города и получить там заветный метраж. Кстати нормальная практика для многих самых что ни на есть развитых стран мира.
Всем действительно нужным для развития страны «физикам и лирикам» бесплатные квартиры выдавались в срочном порядке и в больших городах. Строительный бум в той же Москве был таков, что люди, получившие жилье на самой окраине, вблизи колхозные избушек, через пять лет оказывались уже в центре столицы.
Люди с хорошими доходами – токарь-универсал 6-го разряда, директор завода, профессор ВУЗа, популярный артист, певец, писатель – могли себе позволить так называемое кооперативное жилье. То есть купить по себестоимости квартиру в коммерческом секторе, который развивался тоже ударными темпами. Да, сюда примешивались всякие барыги и теневики, но их процент был ничтожен. Основным населением кооперативов была творческая интеллигенция, получавшая гонорары за ее вклад в созидательный процесс.
Квартплата составляла всего 1-2 процента от дохода семьи.
Сегодня жилье становится все менее доступным для большинства, хотя свобода маневра больше. Население убывает, и многим достаются квартирки по наследству. Появилась возможность купить практически любое жилье по вкусу. Но получила эту возможность ничтожно малая доля населения – 3-4%. Мы можем смотреть в криминальных новостях на дворцы госслужащих, разбросанные по всему миру – и на обманутых дольщиков. Да, во время нефтяного бума изрядная часть «среднего класса», по большей части нетрудового, обзавелась хорошими квартирами. Но стоимость их содержания растет, а доходы падают. Плюс новый налог на недвижимость.
Главное изменение – кто-то получил возможность жить во дворцах за 4-метровыми заборами, с вооруженной охраной по периметру, и весело смеяться над обитателями приходящего в негодность ветхого провинциального жилья.
Безопасность
В СССР на улицах было безопасно. Террористическая угроза практически отсутствовала. Исключение вроде московского «мосгаза» или армянского метротеррориста случались раз в десятилетие.
Оргпреступность не поднимала высоко головы. Хребет ей сломали сразу после Великой Отечественной, воры в законе были под контролем спецслужб, помогая держать в узде преступную среду. Основные проблемы – бытовое насилие, буйная молодежь, мелкие воришки, хозяйственные преступления – хищения, спекуляция, растраты. Наркобизнес отсутствовал как явление. Милицию честный народ не боялся, подойти за мелкой помощью к милиционеру было в порядке вещей. Опять же были всякие отклонения, шкурные явления – но по «письмам трудящихся» к ним принимали самые жесткие меры.
Сегодня оргпреступность срослась с государством и правоохранителями – да так, что и не разобрать где кончается одно, и начинается другое. Полиция эффективно занимается чем угодно, но только не правоохранением. Полицейский – или бедняк, или коррупционер, чаще последнее. Страна в лидерах по потреблению тяжелых наркотиков. Абсолютно неприкасаемы криминальные особы, относящиеся к власти или крупному бизнесу – за исключением случаев внутренних разборок.
Социальное обеспечение
Быть нищим было практически невозможно (хотя и были исключения). Народ был обеспечен всей социальной инфраструктурой для труда и отдыха. Были проблемы с доступом в элитные пансионаты и пионерлагеря – но чтобы попасть в тот Артек, надо было блеснуть на каком-нибудь детском конкурсе. Путевки в санатории, профилактории и на курорты выдавали профсоюзы предприятий; не хочешь пользоваться этим – дуй на море «дикарем», что с удовольствием делали многие при полной безопасности такого отдыха. Досуг взрослым и детям обеспечивался за счет государства или по весьма условным ценам. Безработицы не было из идеологических соображений.
Теперь спасение утопающих – дело самих утопающих. Появился огромный выбор мест отдыха, но только рухнули цены на нефть – и большинству уже не светит никакой иной отдых, кроме выращивания картошки на дачной грядке.
Потребление
Народ при СССР потреблял нормально, даже много, но ощущал себя при этом ущемленным. Модные вещи были в дефиците. Старый автомобиль стоил дороже нового, ибо для большинства очередь за новым была нереально долгой, вот и брали втридорога подержанные. Импортный ширпотреб обожествляется. Самым ценным кадром для тянувшегося к потребительскому благу контингента был не продавец, а снабженец. Все это наглядно отображено в сатирических фильмах 70-80-х. И это было огромным упущением советской власти. Стране, которая строила лучшие в мире космические корабли и самолеты, нет составляло большого труда так или иначе решить проблему ширпотреба. Но неповоротливые властители нарекли ее ругательным словом «вещизм» – не проявив должной изобретательности для ее решения.
Сегодня на прилавках есть все или почти все. Только, увы, не наше, а китайское. Или не китайское, но все равно не наше. А возможность массового потребления сильно колеблется от конъюнктуры на сырьевом рынке. Едим мы меньше и хуже, чем даже на излете Перестройки. И последние годы эта тенденция – только вниз. Но бьем рекорды по роскоши яхт.
Культура
В целом в СССР с этим было все очень неплохо. Цвела как массовая культура, так и самая элитарная: в области балета, классической музыки, художественной литературы. Да, производился и всяких шлак под шапкой соцреализма, но все таланты так или иначе пробивались. Мы до сих пор пересматриваем с величайшим удовольствием советское кино и переслушиваем советскую эстраду.
Отдельно нужно упомянуть культурную поддержку «национальных республик». Они имели свои союзы композиторов, писателей и кинематографистов. Причем огромная поддержка центра позволяла той же Грузии, Прибалтике и Украине выпускать такие фильмы, порождать таких певцов и композиторов, которые именно с этой поддержкой покоряли и союзную, и мировую публику.
Сегодня этого нет и в помине. В литературе и эстраде победила пошлость, в кино не создано ни одного шедевра, близкого советским. В постсоветских республиках высокая культура вовсе приказала долго жить, ибо в мире капитализма и ссудного процента она стала нерентабельной. За 25 послесоветских лет мы не увидели ничего даже отдаленно подобного «Мимино», «Не горюй», «В бой идут одни старики» и т.д. А ведь это снималось на так называемых «национальных» киностудиях!
Политика, идеология
В СССР Государство контролировало очень многое – и чаще всего авторитарными, если не сказать топорными методами. Конечно, в каких-нибудь США все контролируется по сей день не менее жестко, но несравнимо изящнее. В обществе начиналось разложение и брожение. Уровень жизни рос с каждым новым десятилетием, и люди хотели уже не только потреблять по новому – но и по-новому чирикать. В конце концов чирикать им при Горбачеве разрешили вволю, а с потреблением совсем не задалось. Вот в эту пропасть между широким словом и ничтожным делом и рухнул горбачевский СССР.
Однако до последних лет Перестройки межнациональные отношения в СССР были относительно благополучны. Был, конечно, некий напор бытового национализма и сепаратизма, Прибалтика в душе чего-то бухтела, но лишь на «кухонном» уровне.
Но когда Горбачев из конъюнктурных соображений, из заискивания перед Западом дал волю всякой антисоветчине и неумело развалил привычную идеологию – пошел и великий национальный бунт. Как загасить его, уже никто в наших верхах не знал, ибо оттуда уже были изгнаны все знающие люди – в угоду горбачевским холям, которые следом в одну секунду перелегли под Ельцина…
Сегодня наша идеология выхолощена полностью, и новое поколение относится к ней как к буффонаде. Ни на какой трудовой подвиг уже никто идти не хочет, советские герои вроде Павки Корчагина или председателя Трубникова воспринимаются, не без поддачи первых лиц, как клинические идиоты. Народилось поколение беспринципных карьеристов, которым абсолютно все, кроме своих пупочных интересов, по барабану.
Идеологии как системы нравственных ценностей, ответов на вопросы «зачем мы живем», «что такое хорошо и плохо» – не стало в принципе. Есть лишь многочисленные ток-шоу с комплектом одних и тех же трепачей, которые, строя из себя великих патриотов, закупаются недвижимостью за границей – и своих деток держат тоже там.
Межнациональная рознь при раздирающей буржуйской жадности и лукавом перевешивании на нее всех политических собак, достигла на постсоветском пространстве неслыханных масштабов. Исконно братские русский и украинские народы доведены до состояния войны, сравнимой разве со смертельной схваткой Советского Союза с гитлеровской Германией. И дальше, по мере общего обнищания простонародья, эта проблема будет только расти, никто ее и не пытается решать, наоборот, на ней только наживаются хищные политтехнологи.
Вся страна живет ради того, чтобы 1% ее населения жил сверхроскошно и был неприкасаемым. Союзников у нас кроме относительно дружественной Белоруссии и несчастной Сирии нет и не предвидится. Ибо другим дружить с нами незачем, мы, в отличие от СССР, больше не предлагаем миру никакой своей зажигательной идеи.
***
За истекшие 25 лет мы, по сравнению с СССР, не добились ничего стоящего. Деградация – везде. Мы скатываемся в архаику, строим неофеодализм.
Да, СССР отчаянно нуждался в реформах, в обновлении. Но РФ, похоже, реформированию не подлежит. Во всяком случае 25 лет непрерывных реформ так и не вывели ее из торжествующего компрадорского, криминального капитализма и паразитизма высшей властной лиги.
Эх, нам бы поучиться на вчерашних и сегодняшних ошибках – как смогли б зажить! Но современная политика иная, еще хуже, чем у закаменелых советских идеологов: ничему не учиться, ничего не менять, только любым путем сохранять власть продавших душу дьяволу чинуш.
Источник: publizist.ru