Наблюдатели миссии ОБСЕ на территории ЛНР, 2015 год
В четверг в Кремле заявили о согласии на ввод вооруженной миссии ОБСЕ в Донбасс, на чем ранее настаивали в Киеве. Однако за внешней солидарностью сторон стоит разное понимание трактовок, что стоит за этой миссией
В четверг, 20 октября, в Кремле рассказали об итогах переговоров «нормандской четверки» по Донбассу в Берлине накануне вечером.
Один из самых важных вопросов, по которому позиции Москвы и Киева расходились, — введение вооруженной миссии ОБСЕ в регион. В прошлом году президент Украины Петр Порошенко пытался договориться с ООН направить миротворческую миссию в зону конфликта, а позже выдвинул идею о введении в Донбасс полицейского контингента Евросоюза. Но эти призывы не нашли поддержки в ООН и ЕС. Порошенко говорил, что миссия нужна для обеспечения контроля над режимом прекращения огня, для контроля отвода вооружений, обеспечения вывода иностранных войск с территории и для обеспечения контроля границы.
В самопровозглашенных республиках Донбасса на протесты против инициативы Киева по вооруженной миссии собирались митинги в мае и июне этого года. Глава самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко говорил, что появление в Донбассе вооруженной полицейской миссии ОБСЕ будет считаться «интервенцией».
Источники РБК в МИДе и собеседник, близкий к переговорам, в четверг днем подтверждали: позиция Кремля не менялась, Москва продолжает выступать против введения вооруженной миссии ОБСЕ на территорию самопровозглашенных республик.
Однако сразу по итогам переговоров в Берлине президент Петр Порошенко заявил, что Москва согласилась с Киевом насчет ввода вооруженной миссии ОБСЕ. А днем в четверг согласие Кремля на миссию подтвердил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
«Вооруженная, полицейская миссия ОБСЕ… Ее можно называть как угодно. В целом на размещение такой миссии Путин в ходе переговоров согласился. И есть общее понимание. В данной ситуации Владимир Путин говорил о необходимости использовать нынешнее председательство Германии в ОБСЕ, для того чтобы активизировать проработку этого вопроса», — заявил Песков в четверг журналистам.
Разница в трактовке
Это вопрос трактовки, что подразумевать под вооруженной миссией, уверяет источник РБК, близкий к переговорам в Берлине с российской стороны. По его словам, Москва не допустит желаемого Киевом введения в Донбасс иностранной вооруженной группировки миротворцев. Речь же на переговорах шла об усилении наблюдательной миссии ОБСЕ в районах разведения сил и средств и в местах хранения отведенных средств тяжелого вооружения.
Близкий к Кремлю глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков согласен, что за формулировкой о миссии, скорее всего, стоит вопрос контроля за складированной техникой.
«Когда говорят о вооруженной миссии, речь идет о линии соприкосновения, как ранее и говорил Путин: после разведения сил в образованные зоны безопасности может войти усиленный контингент СММ [cпециальная мониторинговая миссия] ОБСЕ, при необходимости вооруженный табельным оружием (то есть пистолетами). Не более того. Непосредственно на территории Донбасса никаких вооруженных миссий не будет», — заявил эксперт РБК.
Полпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин заявил РБК, что президент Путин не впервые подтверждает согласие на вооруженную миссию на линии соприкосновения между ВСУ и ополчением.
«Потому что знает, что такое решение может быть принято только единогласным решением всех 57 стран — членов ОБСЕ, — объясняет Пушилин. — При этом далеко не все из них за вооружение миссии даже пистолетами. Хотят этого пока только две страны — Украина и США. Остальные против. В том числе и председательствующая в ОБСЕ Германия». По его словам, мало какая страна хочет рисковать жизнями наблюдателей, случайная перестрелка может вовлечь в боевые действия страны ЕС.
Пушилин уверен, что согласовывать введение вооруженных миссий должны не только главы государств, но и парламенты всех стран ОБСЕ, а это «дело долгое, и притом точно несколько стран не поддержат такое решение».
Демилитаризация зон
Больше определенности в вопросе демилитаризованных зон. 21 сентября было подписано рамочное решение Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе о разведении сил и средств на линии разграничения. Оно предполагает создание трех зон безопасности площадью не менее 2х2 кв. км каждая. В них входили населенные пункты Золотое, Петровское и Станица Луганская.
Контролировать соблюдение соглашения в зонах должны были наблюдатели СММ ОБСЕ. Суть этих зон заключалась в том, чтобы силы с обеих сторон были вне зоны дальности стрельбы из стрелкового оружия. На прошедших переговорах «четверки» в Берлине стороны договорились в ближайшие недели согласовать еще четыре участка для разведения сил и средств (зоны безопасности), говорит источник РБК, близкий к переговорам с российской стороны.
Создание новых зон по итогам переговоров «четверки» подтвердил на конференции Порошенко. По его словам, в ранее согласованных зонах должны быть установлены постоянно действующие мониторинговые посты ОБСЕ, после этого начнутся переговоры о следующих четырех местах разведения сторон. Украинская сторона также настаивала, чтобы среди зон разведения сил было Дебальцево, которое было взято ополченцами параллельно с заключением вторых минских соглашений в феврале 2015 года. Демилитаризация Дебальцево не была поддержана другими участниками «четверки», отрицает источник РБК, близкий к российской делегации.
«Переговоры лидеров «четверки» проходили на фоне срыва Украиной ранее согласованного разведения сил на участке Станица Луганская и неудачных попыток вторжения украинских войск в южные районы ДНР», — говорит собеседник. В Станице Луганской в отличие от остальных зон разведения сил соглашения сорвались из-за многочисленных обстрелов. Киев и ополченцы обвиняли друг друга в нарушении договоренностей по безопасности, а ситуация на границе продолжает оставаться напряженной.
Шаг за шагом
Главы МИД «нормандской четверки» также договорились к концу ноября представить «дорожную карту» — план реализации достигнутых в феврале 2015 года договоренностей в Минске. Политическая часть минских соглашений (на ее выполнении в первую очередь настаивают в Москве, ЛНР и ДНР) включает закон об амнистии, закон о выборах в отдельных регионах Донбасса, закрепление в Конституции Украины особого статуса региона.
В то же время украинская сторона фокусирует внимание на выполнении пунктов «Минска-2» в сфере безопасности: обеспечения устойчивого режима прекращения огня на линии соприкосновения, отвода тяжелого вооружения и вывода иностранных вооруженных формирований, возвращения контроля над госграницей.
По итогам встречи в Берлине лидеры «четверки» скупо комментировали политическую часть процесса урегулирования ситуации в Донбассе. Канцлер Германии Ангела Меркель отметила, что вопрос о вооруженной миссии ОБСЕ следует поднять только после запуска избирательного процесса в Донбассе, механизм которого на переговорах в Минске до сих пор не согласован.
«Когда будет существовать закон о выборах и процесс местных выборов будут готовить, тогда можно будет говорить и о вооруженной миссии ОБСЕ», — сказала канцлер. При этом она считает, что Украина должна получить контроль над собственной границей «в конце процесса». «Украина получит окончательный контроль над собственной границей только в конце процесса, а до этого мы имеем согласие, что наблюдатели ОБСЕ могут двигаться свободно до границы. Иногда это возможно, иногда проблематично, и российский президент это отметил», — сказала она.
Перед встречей «четверки» в Берлине было ясно, что прорыва там не будет, но определенные шаги в сторону урегулирования сделаны, комментирует итоги переговоров РБК глава правления украинского центра прикладных политических исследований «Пента» Вячеслав Фесенко. По его словам, для Киева принципиально важно, что сработала «украинская логика», стороны в основном обсуждали вопросы безопасности по «Минску-2». «С другой стороны, ясно: подписать документы мало, надо смотреть на их выполнение. И следить, как будет развиваться ситуация на линии соприкосновения, к примеру сейчас интенсивно обстреливается Мариуполь», — говорит эксперт.
По словам Фесенко, если до нового года удастся обеспечить устойчивое прекращения огня на линии соприкосновения, следующим шагом будет рассмотрение закона о выборах и ввода вооруженной миссии ОБСЕ: «И это прогресс с точки зрения Украины. Ведь еще в сентябре вопрос стоял, что безопасность во время выборов должна обеспечиваться местными правоохранительными органами». По словам Фесенко, для решения вопроса с миссией Украина также может дождаться смены председательства ОБСЕ: следующей после Германии на этом месте будет Австралия.
Более пессимистично настроен народный депутат Рады от «Блока Петра Порошенко» Вадим Денисенко. «Переговоры в Берлине завершены. Вооруженная миссия ОБСЕ должна появиться на Донбассе. В теории все прекрасно. И очень здорово, что Порошенко, Меркель и Олланд заставили Путина подтвердить все обязательства. Есть только одна проблема — пока это все красивые слова. На Донбассе ничего в краткосрочной перспективе меняться не будет. Вооруженная миссия ОБСЕ — это всего лишь красивая обертка. Не более того», — написал он в своем Facebook.
Источник: rbc.ru