А я вот припоминаю что курды-скотоводы, жившие локально в высокогорьях советской Армении никак не казались мне сколь-нибудь воинственными. С ними, ходившими в странных штанах и ярких шерстяных носках навыпуск трудно было поговорить Особенно удивительными казались высокогорные жилые постройки курдов с плоскими крышами, сопрягаемые со скалами и повсеместным использованием в качестве перегородок разнообразных тканей и шкур животных. Всюду можно было видеть различные фазы превращения овечьего навоза в кизяк, который, как мне объяснили, использовался и как строительный материал вместо кирпичей и как основное печное топливо холодной зимой.
Но вот рядом с этим убожеством обычно располагалось роскошнейшее тщательно ухоженное курдское кладбище с невероятно богатыми памятниками и строениями, свидетельствующими о великом их прошлом …
Так что я понял, что в их жизни мне не разобраться.
О впечатлениях в Армении см. бесплатно мои
«Разноцветные воспоминания» Петр Новыш
www.proza.ru/2010/01/09/225
Никита Матвиенко пояснил по этой теме
»История курдов этого региона трагична. Их появление там — результат сталинской политики депортации и насильственного выселения в 1937, 1944, 1948-1950 годах. Сейчас достоянием гласности стали архивные документы об этих трагических страницах советских курдов.
Через несколько лет после ликвидации «Красного Курдистана» начались необъявленные репрессии против курдов Азербайджана, Грузии и Армении. Тысячи людей были насильственно вывезены в Центральную Азию. В Армении в Зангибарском (Масийском), Ведийском (Араратском), Арташатском районах были созданы специальные зоны переселенцев. Конфисковывалось их имущество, дома и скот. Депортация началась в декабре 1937 года, людей отправляли в товарных вагонах под строгим контролем отрядов спецслужб и комендатуры. Голод, холод, антисанитарные условия в товарных вагонах вели к инфекционным заболеваниям, уносили жизни сотен людей. Оставшиеся в живых были распределены по 110 районам 14 областей республик Центральной Азии и Казахстана. Вторая волна депортации пришлась на военные и послевоенные годы.
На новых местах разрешалось компактно помещать не более 10 курдских семей без права выезда и перемещения. Общение между родственниками, проживавшими в других кишлаках, разрешалось лишь при выдаче спецпропусков. Несложно объяснить, какие именно международные и внутренние причины вызвали репрессии против курдов. Так как характер и цели национально-освободительного движения в Курдистане, расположенном недалеко от границы СССР, были искажены, сталинский режим не доверял советским курдам, подозревая их в симпатиях к Турции. В обстановке нагнетания шпиономании и ожесточенного поиска внутренних врагов этого было достаточно, чтобы подвергнуть целый народ массовым выселениям подальше от государственной границы.
Несмотря на жестокие репрессии, горе и страдания, курды Центральной Азии сохранили свой язык, обычаи и нравы, национальную культуру.
«Первая операция по выселению курдов была осуществлена на основании постановления СНК СССР № 2123-420сс от 17 декабря 1936 г. Вторая операция по депортации курдов была произведена в порядке выполнения указанного постановления ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1937 г. В конце 1937 г. имела место еще одна операции по «очистке» пограничных районов от курдов. В «Меморандуме» НКВД СССР от 28 ноября 1937 г., подписанном зам. наркома НКВД СССР Л.Н. Бельским, отмечалось: «На основании решения Правительства из пограничных районов Армении в ближайшие дни выселяются 425 курдских хозяйств, что ориентировочно составит 2100 человек. Выселяемых расселить в Киргизской ССР». В соответствии с постановлением ГКО № 6279сс от 31 июля 1944 г. из пограничных районов Грузинской ССР были выселены турки, курды, хемшилы.: 15 ноября 1944 г. три эшелона с 26 591 переселенцем были отправлены на восток. За 10 дней из южных районов Грузии вывезли 91 095 человек. 31 января 1945 г. из Тбилиси ушел последний эшелон с оставшимися переселенцами (695 семей) для расселения в Узбекистане. Общая численность спецпереселенцев составила 94 995 человек. Среди них было 8694 курда, 1385 хемшинов, а также военнослужащие, принадлежавшие к этническим меньшинствам Грузии .»
«И то не выбросишь из памяти, — замечает курд Азиз Алиев, — как на новом месте поселенцы-курды под Алма-Атой по весне ели траву, как умирали от голода в ту лютую зиму — ниже сорока градусов опускался столбик термометра. Курды и подумать не могли, что возможен такой мороз. Раздетые, голодные, бездомные закутывались в подручное тряпье. Страшно вспомнить! Казахи помогли. Спасибо им» .
И вот рассказывают, что сегодня, приехавшие на Тамбовщину курдские переселенцы из Средней Азии все-таки приспособились и со временем сформировали мощную диаспору, живущую по законам, далеким от цивилизации. Причем, флагманом являются курдские бизнесмены, построившие свой бизнес по законам криминала. Курдские фермеры,, обратились к использованию рабского труда гастарбайтеров из Средней Азии и местных крестьян, которых насильно удерживали и избивали на фермах в Тамбовской области. Горячая молодежь также ударилась в разбои и криминал. Молодые родственники держат в страхе весь Тамбов, устраивая по улицам гонки без правил, провоцируя драки в общественных местах, из которых всегда выходят безнаказанно, пользуясь большими связями главы семейства..
Территории, где живут курды, сейчас прозываются Курдистаном, который находится на стыке современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Всего в мире насчитывают около 30 миллионов курдов, в том числе и значительные курдские диаспоры в Европе, например, в Германии живёт около 800 000 курдов, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании (из Ирака) и около 150 000 во Франции. Живут курды также в России и Казахстане.
Курдский национализм как таковой организационно оформился лишь во 2-й половине XIX в., когда в немногочисленной курдской интеллигентской среде Османской империи возникли «Партия союза и прогресса», а затем в Каире стал издаваться журнал «Курдистан», едва ли не впервые засветивший в СМИ это название, а также идею общекурдского единства. Далее было «Общество развития и прогресса Курдистана» и даже «Гражданское государство турецких курдов».
Замечено, что в истории человечества было три народа, чьи бунтарские качества часто использовались для разжигания революций, войн, региональных конфликтов. Это армяне, евреи и курды. Причина — все они не имели своей государственности на протяжении тысяч лет, семьи были разбросаны по миру и идеи объединения не давали спокойно жить многим поколениям упомянутых народов. У них нет страха перед государством и законом. После создания государства Израиль евреям осталось только защищать свою страну, что они и делают весьма успешно. Армяне, хоть и получили своё государство при помощи России, всё ещё мечтают о «Великой Армении». Курды не дают расслабиться Турции, Ирану, Сирии, Ираку. Их волю не смог уничтожить в СССР даже товарищ Сталин…
Михаил Саркисян мудро подытоживает эту противоречивую тему:
«Курды рано или поздно создадут свое государство, а то что сейчас они пока не могут этого сделать, то в этом виноваты — Турция, Иран, Ирак, Сирия и даже — Азербайджан, т.к. слово азербайджан это курдское слово и переводится с курдского языка а не с тюркского,как -«Страна огней». Все страны, которые в настоящее время против образования государства Курдистан, в настоящее время присвоили курдские земли и не собираются от них отказываться «добровольно». Например- турки присвоили себе большие курдские территории, а лиц курдской национальности,так вообще считают -террористами и это в то время, как сами турки проводят против курдов политику -геноцида.Не совсем порядочно ведет себя и Иран, т.к. курды внесли не малый вклад в историю Персии, т.к. именно курды были союзниками персов и воевали на стороне персов, во время создания «великой» — Персии. Что же касается жизни курдов в Закавказье, то в их бедах виноват — Сталин,на которого наверняка у турок был компромат относительно того — почему вдруг Сталин решил отдать исконно армянские и курдские земли, пришлым — туркам огузам или как их сейчас называют — азербайджанцы. Мы армяне и евреи добились своего и даст бог и курды добьются.»