Российско-американские отношения: от слова до дела

Российско американские отношения: от слова до дела

С момента прихода Трампа к власти нормализации российско-американских отношений, на что делал ставку Кремль, так и не произошло. Пока российская элита сохраняет надежду на то, что нормализация возможна, США взяли твердый и неуклонный курс на смещение России со всех ее позиций — поставщика энергоресурсов в Европе и коспонсора международной безопасности. Этот устойчивый тренд в политике США остается незаметен разве что только непосредственно руководству России, которое пребывает в убежденности, что восстановление рукопожатности для Путина возможно.

Обратимся к последним действиям США в отношении России, чтобы понять, какие именно мотивы стоят за американской политикой.

<hr/>

НОВЫЙ ПОСОЛ

В начале октября в Россию был направлен новый американский посол, встреченный довольно радушно. Путин, обращаясь к нему во время вручения верительных грамот, указал, что уровень двусторонних отношений с США «не может вызывать удовлетворения», Кремль выступает «за конструктивное, предсказуемое и взаимовыгодное сотрудничество», «что в его основе должны быть неукоснительное следование принципам равенства, уважения национальных интересов, невмешательства во внутренние дела».

Президента даже не смутил тот факт, что национальные интересы США и России — два явления, которые всегда будут порождать противоречия, пока одна из сторон вновь не пойдет на уступку, как это было многократно. Президент говорил о необходимости восстановления отношений политику, который в Америке известен как сторонник жесткой позиции в отношении России. Россию он считает «крупнейшим вызовом» для американской внешней политики: «несомненно то, что российское правительство вторгалось в американские выборы в прошлом году. Россия продолжает угрожать стабильности в Европе, в том числе нарушать суверенитет и территориальную целостность своих соседей». Его позиция сводится тому, что единственной эффективной мерой воздействия на Россию может быть удар по экспорту энергоносителей.

Поскольку более 50% всей торговли РФ приходится на продажу в Европу нефти и газа, то именно работа с союзниками и замена российских поставок в ЕС американскими ударит сильнее по России. Новый посол среди своих задач видит также урегулирование ситуации на Украине через передачу Киеву контроля над границей в районе Донбасса, де-факто возврат самопровозглашенных республик под контроль украинских сил. С такими внешнеполитическими установками нового посла совершенно определенно, в какую сторону будут направлены российско-американские отношения.

<hr/>

ВЫДАВЛИВАНИЕ С ЕВРОПЕЙСКОГО РЫНКА

Прагматичный курс Трампа, привыкшего все мерить понятиями выгодной сделки, с первого дня проявился в том, что Россию он стал рассматривать как конкурента на европейском энергетическом рынке в условиях, когда американский сланцевый газ нуждался в рынке после снятия ограничений на его добычу. Еще в ходе своего визита в Варшаву Трамп объявил, что США нацелены на то, чтобы лишить Газпром монопольного положения на рынках Восточной Европы, в бывших странах советского блока. С этой цель, с одной стороны, был принят новый закон о санкциях. С другой, запущена «Инициатива трех морей», в которой участвуют 12 стран ЕС.

Суть проекта — строительство терминалов по приему сжиженного газа, системы газопроводов-коннекторов, по которым топливо будет поступать в Восточную Европу, Болгарию и Прибалтику. США уже приступили к поставкам, а к 2019 году планируют экспортировать 30 млрд кубометров в год. К 2021-му году планируется построить еще 4 терминала по экспорту сжиженного газа на Восточном побережье США, после чего объемы поставок увеличатся в разы. Отметим, что все это произошло на фоне того, как Газпром еще в 2013 году выступил с заявлением, что поставки американского СПГ на экспорт невозможны (!?). Не в первый раз Путин, и круг его приближенных делает ошибочные ставки, выдавая желаемое за действительное. Россию медленно, но уверенно вытесняют с европейского рынка, используя как конкурентные, так и нерыночные инструменты борьбы в виде санкций и дискредитации России на мировой арене.

<hr/>

РАССЛЕДОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

Заподозрить Трампа в лояльности к Путину на фоне последних действий весьма сложно, хотя Кремль и тут умеет отличиться. Еще меньшей лояльностью отличается американский истеблишмент, который с момента победы Трампа разыгрывает российскую карту, обвиняя Москву во вмешательстве в предвыборную кампанию. Сначала сообщалось о хакерских атаках, затем о переговорах российской стороны с членами команды Трампа, потом последовали обвинения во вмешательстве через социальные сети Facebook, в которых Россия якобы разместила 3 тыс. рекламных сообщений. Компания Google заявила, что связанные с Россией люди потратили десятки тысяч долларов на рекламу на платформах этой компании, в частности, YouTube и Gmail. Дерипаска, как утверждают в США, прокредитовал Манафорта, заметную фигуру в выборах Трампа, на 60 млн долларов.

Последний результат расследований показал, что, несмотря на якобы имевшие место попытки России вмешаться в президентские выборы в США, исход голосования затронут не был. Однако факт вмешательства не был опровергнут, Россия так и осталась страной, целью которой было «посеять хаос и вызвать раскол в нашей стране». При таком вердикте ожидать оживления или нормализации отношений с США Кремлю не следует. Тем более в свете планов Вашингтона выделить 250 млн. долларов, чтобы помочь защите критически важных инфраструктур и механизмов систем выборов от российских кибератак, а также для развития в странах, которые участвуют в процессе расширения НАТО или Европейского союза.

В целом ожидания Кремля «нормальных» отношений с США условно сходны в истории с фантазийными «ожиданиями» Саддама Хусейна в Ираке, когда уже готовилась операция по их уничтожению.

<hr/>

АТАКА НА СМИ

Похоже, что не только персонам из санкционного списка проход в Россию закрыт, тренд распространяется на российских журналистов, которые сталкиваются в последнее время как с дискриминационными мерами в виде отзыва лицензий, отказом выдавать визы, так и с угрозой включения телеканалов в список иностранных агентов, что может привести к остановке их вещания в США. Захарова уже высказалась, что это колоссальная ошибка со стороны США, поскольку «мы если что-то и получили, то это свобода в смысле выражения наших мыслей, наших чувств, это свобода средств массовой информации, это возможность осуществлять журналистскую деятельность, — это колоссальное достижение». Вот только интересно, как эти слова о том, что «для нас свобода СМИ является вещью абсолютно священной», соотносятся с российским телеэфиром, зажатым в тиски ограничений высказывания критики, обоснованной и заслуженной, в адрес российского президента.

Да и задачи российских СМИ в искаженном понимании Кремля весьма странные. Пока в идеале они должны формировать позитивный образ России в мире, телеканалы тратят эфирное время и средства на съемку репортажа о том, что в американских ресторанах ко дню рождения Путина приготовили особое блюдо. Новость как оказалась выдуманная, да вот только она ярко продемонстрировала, на какую задачу работают российские СМИ — пиар лично президента, и не слова о популяризации России и реабилитации ее имиджа. Да и как можно отвлечься от понимания того, что США ведет войну с Россией, включая ее информационный аспект? А война этого типа стала возможна после того, как Путин и его правление довели РФ до такой степени слабости и несуверенности, что с ней вообще в мире можно практически не считаться.

Если кто-то делает иной вывод из опыта сирийской авантюры, то специалисты разведок мира вывод делают очевидный. Тем более, что РФ раскрыла практически все свои потенциалы, и их оценка военными профессионалами состоялась. Начиная от «Адмирала Кузнецова», с падающим за борт самолетами, на который нет денег для ремонта. И кончая общевойсковым управлением.

Конечно, утрата еще и этих позиций далеко не самый лучший сигнал «нормализации» двусторонних отношений. А ответ Захаровой, что «ответная реакция последует. Выбор не наш» адресует к ситуации с дипломатическим скандалом, когда российский ответ поставил страну в еще более уязвимую позицию, предоставив США ответить симметрично. Пока США только обдумывают вопрос о включении российских СМИ в список иностранных агентов, российская сторона развела уже бурную деятельность на этом поприще. Минюст направил американским СМИ («Голос Америки», «Радио Свобода», интернет-проекты «Настоящее время», «Фактограф», «Крым.реалии», «Радио Свободы на татарском языке», «Кавказ.реалии» и «Idel.реалии») письма о возможной квалификации их деятельности как иностранных агентов. В Совете Федерации буквально накануне отрицали саму возможность включения американских СМИ в подобный список. Эти действия на опережение явно ускорят процесс дискредитации российских СМИ. И, видимо, забылись возможности США, когда они их включают в части иностранного вещания на РФ, доли американских фильмов в прокате и т. п. Военный бюджет США (в том числе на кибервойска) больше российского почти в 15 раз.

<hr/>

АМЕРИКАНСКИЕ САНКЦИИ

С приходом Трампа к власти санкции в отношении России не только не уменьшились, но стали даже более жесткими, системными. В июле был принят Закон США о санкциях H.R. 3364. Если ранее они представляли собой разрозненный пакет мер против лиц, приближенных к президенту, то теперь явный акцент сделан именно на нефтегазовую отрасль. Притом задача уже не сводится исключительно к торможению экономического роста России, но в первую очередь стоит установка устранения России как потенциального конкурента.

Согласно тексту закона вводится запрет экспорта услуг и технологий, которые способствуют исследованиям или разработкам в сферах глубоководных, арктических или сланцевых проектов. Таким образом, сохраняется курс на ограничение осваивания новых месторождений, что, учитывая стремление Вашингтона завоевать рынок газа в Европе, вполне ожидаемо. Под ограничения попали займы, большая часть которых шла на обеспечение нефтегазового сектора. Теперь срок займов не может превышать всего лишь 14 дней. Санкции могут быть введены в отношении лица, которое инвестировало в российские энергетические проекты 1 млн долларов и выше единовременно или за год совокупно 5 млн долларов, при том, что эти инвестиции увеличили возможности России по строительству энергетических экспортных трубопроводов. Новые санкции показали, что в поле пристального внимания находятся энергетические контакты России с Европой, поэтому закон о санкциях бьет в первую очередь по проектам трубопроводов, как строящимся, так и существующим, поскольку ремонт их будет затруднен.

В тексте закона, например, указано, что Северный поток-2 имеет «разрушительное воздействие на энергобезопасность Европейского союза». Иными словами, такие проекты повышают энергозависимость от России, и тут на помощь приходит Вашингтон, будущие поставки которого должны эту зависимость снизить. Как прямо указано в законе, США намерены помогать Украине и своим союзникам и партнерам в Европе «снижать зависимость от российских энергоресурсов, в особенности природного газа, который используется правительством РФ в качестве оружия, чтобы запугивать другие страны и влиять на них». Наряду с этим в тексте закона перечислены направления, по которым США также намерены вводить ограничения в отношении России. Таким образом, закон о санкциях уже открытым текстом сказал Кремлю, что нормализация отношений не входит в задачи внешней политики Трампа. Попытки самосанкций, придуманных Путиным, выглядят неэффективными, и скорее бьют по России, чем по ее геополитическим, как говорит Путин, «партнерам».

<hr/>

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СКАНДАЛ

Дипломатический скандал между странами принял затяжной характер. Сначала у Кремля была совершенно ошибочная надежда, что все можно решить, проигнорировав высылку российских дипломатов осенью 2016 года, как вызов, брошенный уходящей администрацией Обамы. Однако затем после введения санкций стало совершенно очевидным, что придется отвечать. И Кремль ответил сокращением персонала, занятого в американских дипломатических и консульских учреждениях в РФ до 455 человек. 31 августа Вашингтон объявил, что требования Москвы выполнил в части доведения своего персонала до российского уровня в США и потребовал от России аналогичных действий — закрыть генконсульство в Сан-Франциско, а также два дипломатических объекта в Нью-Йорке и Вашингтоне. Помимо этого Вашингтон на время останавил выдачу виз, связывая это решение с сокращением персонала.

Ситуация показала, что долгосрочной стратегии выстраивания отношений нет ни у одной из сторон. Внешнеполитическая линия нередко выглядит как обоюдная истерия. В такой политике не остается места категории «национальных интересов», приоритетам внешней политики, ее стратегии, которой собственно в России нет. Главное — доказать противнику, что я сильнее. Последним ударом стало снятие флагов РФ со зданий генконсульства в Сан-Франциско и торгпредства в Вашингтоне, что Россия расценила как захват российской дипломатической собственности, сопровождающийся оскорбительными действиями. Американская сторона прокомментировала свой шаг просто, не утруждаясь объяснениями: «российские флаги со здания российского консульства в Сан-Франциско были спущены с уважением, они хранятся в безопасности». США уже отказали делегации российского Генштаба в выдаче виз на мероприятия ООН. То есть законное право России присутствовать на заседаниях международной организации было попрано, хотя Россия на правах наследия является одним из учредителей этой структуры. А чем ответить? Кроме песковско-захаровского, ставшего уже традиционным — «непримемлемо»?

<hr/>

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В геополитической игре Вашингтона России отводится свое нишевое место. Россия — это не полноправный игрок международных отношений, не партнер, а страна-изгой, стоящая в одном ряду с Ираном и Северной Кореей, что зафиксировано в новом законе о санкциях.

Привычная американская тактика — разгребать жар чужими руками. В отношении России этот тезис работает точно. Вспомним Сирию, Донбасс, да и Северную Корею. Хотя Путин призывал к формированию единой с США коалиции, Вашингтон держался своего курса. Параллельно подтолкнув Кремль к ведению переговорного процесса и перемирия с теми, в чьи планы мир не входит. Голосование Россией «за» резолюцию в отношении Сирии, которая не оставляет политических гарантий Башару Асаду, говорит скорее о том, что Россия принимает американские правила игры на Ближнем Востоке. Вопрос остается за малым — какую выгодную «сделку» Трамп в итоге сможет предложить Кремлю. Смягчение санкций, новые инвестиции, кредиты или что-то иное? Скорее всего выбор будет сделан с безоговорочной позиции силы.

В отношении Донбасса картина определенная. Соблюдение Минских соглашений выступает как непременное условие снятия санкций. В последнем законе сказано, что американская политика должна добиваться того, чтобы «вернуть контроль над границами этих территорий их соответствующим юрисдикциям», «прекратить все усилия против народно избранных правительств этих стран». Условия американской стороны по Украине Россия выполнить не сможет. Во-первых, сказано, что США «никогда не признают незаконную аннексию Крыма правительством Российской Федерации, или отделение любой части украинской территории с использованием военной силы». Во-вторых, зафиксировано, что Вашингтон намерен «поддерживать правительство Украины в восстановлении ее суверенной и территориальной целостности», вероятно речь идет о финансировании вооруженных сил Украины, которые должны воссоединить Донбасс с Киевом. В-третьих, сказано, что Вашингтон намерен «помочь Украине, союзникам и партнерам Соединенных Штатов в Европе уменьшить свою зависимость от энергоресурсов, особенно природного газа». В своих документах Вашингтон совершенно четко прописывает невыполнимые условия, которые будут содействовать сохранению напряженных отношений.

Роль России в северокорейском кризисе совершенно определенная — посредник, который должен усадить КНДР за стол переговоров. Как заявил новый посол США в России, «действуя вместе, мы считаем, США и Россия могут заставить северокорейский режим сесть за стол переговоров, чтобы найти дипломатическое решение».

<hr/>

США К РОССИИ ВСЕ БЛИЖЕ

Конечно это «заслуга» Путина, а не Трампа, что Штаты максимально приблизились к российским границам через расширение НАТО. Но при Трампе полеты вдоль российских границ стали активнее, Штаты перебросили в Польшу бронетанковую бригаду, тем самым доведя уровень своего присутствия до масштаба механизированной дивизии, воспользовавшись предлогом о российско-белорусских учениях «Запад-2017». Похоже, что Россия только и успевает, что жить в системе ответного реагирования. США нанесли один удар — мы ответили. Они второй — мы снова ответили. Ни превентивных мер, ни конца этой политики давления на Россию не видно. И это уже пора признать на самом высоком уровне.

Не спасли Россию ни хвалебная дружба Трампа с Путиным, ни назначение на должность Госсекретаря Рекса Тиллерсона, которому ранее Кремль подсуетился вручить орден дружбы. Не спасло по той простой причине, что курс Вашингтона в отношении России обусловлен исторически. И пока у России остается хоть малейшая надежда на восстановление и возрождение, попытки ее геополитического устранения не остановятся.

Российская сторона периодически ставит в укор Вашингтону, что он не особо-то спешит к нормализации отношений. Как заявил Лавров, «не мы виноваты, они первые начали», «как вы знаете, для танго нужно двое, пока, по-моему, наши партнеры раз за разом исполняют индивидуальный брейк-данс». Похоже, что Кремль попал в ту же ловушку, что и россияне. Если последние, наивно доверяя президенту, еще верят в то, что будет, как сказал глава государства, что «санкции — это временное явление», «санкции — пошли нам на пользу», «Трамп-наш», то Кремль, опираясь на фразы Трампа о нормализации отношений, продолжает слепо верить даже тогда, когда Штаты вводят санкции, публично называют Россию угрозой, проводят политику вытеснения с европейского рынка.

Нужна ли Россия США? Ответ очевиден. Только на геополитическом кладбище.

Автор: Людмила Кравченко

Источник: rusrand.ru

AgentNews.ru