Минобороны совместно с Минобрнауки планирует ввести специальные военные курсы для студентов гражданских вузов без призыва их на военную службу. В отличие от традиционных военных кафедр по окончании курсов выпускники не станут офицерами, а получат военные специальности рядового или сержантского состава (командира отделения, танка, боевой машины, зенитно-ракетного комплекса). После выпуска из вуза они смогут поступить на военную службу либо заключить контракт о зачислении в активный резерв.
Законопроект содержит изменения в федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности», «О статусе военнослужащих» и «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Из действующего законодательства исключат понятия «военная кафедра» и «учебный военный центр». Заменить их предлагается единым термином «военный учебный центр».
Своим мнением о грядущих изменениях в образовании с агентством REX поделился директор Института истории и политики Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексей Ананченко:
«Новая система военного обучения в российских университетах должна будет позволить студентам поступать на военную службу по контракту на должность, предусмотренную военно-учетной специальностью, или идти в активный резерв с постоянной переподготовкой.
Новая система военной учебы станет важным условием для эффективного совмещения военной подготовки и гражданской профессиональной специальности.
Сегодня есть ощущение пробела, разрыва между техническими университетами и гуманитарными, классическими, педагогическими университетами. Понятно, почему Минобороны заинтересовалось раньше техническими университетами. В конце 2000-х – начале 2010-х гг., когда в России началось постепенное перевооружение, оказалось, что для нашей армии мало обычного призывника без особых (наукоёмких, современных, высокопрофессиональных) знаний и умений. Мало того самого «пехотного» призывника, требования к которому были когда-то классически сформулированы как «не умеешь – научим, не хочешь – заставим». Сегодня этого оказалось мало, сегодня оказался необходимым и востребованным принципиально иной, более высокий университетский уровень знаний и умений, сообразительности, развитого сознательного мышления, способного творчески решать задачи. Вот и возникло новое движение навстречу друг другу университетов и Вооружённых Сил России.
Сначала вдруг выяснилось, что современные ВС – это совсем не те бое-неспособные бригады, в которые постепенно стали превращать в начале 2010-х гг. (до назначения Министром обороны С.К. Шойгу) современные дивизии ВС РФ, разворачивая, или, вернее, сворачивая их до урезанной штатной численности на уровне полка и сводя все типы вооружений только к одному – бронетранспортёрам или БМП. Так вот, оказалось, что современные вооружённые силы – это сложные, гораздо сложнее, чем в предыдущих войнах и мирных противостояниях (организационно, технически, по составу, инфраструктурно, информационно и пр.) органы военного управления, воинские части и подразделения, обеспечивающие защиту безопасности страны. Но ещё и сами современные войны, типы военных конфликтов стали гораздо сложнее, разнообразнее, что требует и совсем других солдат.
Важно, что российская армия модернизируется, осваивает новые виды вооружений. Но не будем забывать, что и в современной войне главной силой всё равно остаётся человек, его подготовка, ценности, смыслы, убеждения, уровень человеческого интеллекта и души. Вот здесь вдруг оказалось и вспомнилось, что армии нужны не только физики, химики, математики, но современной армии нужны и те, кто будет рассказывать солдатам, почему и что в мире происходит и какая миссия лежит на нашем солдате и нашей армии.
Оказалось, что армии нужны историки, политологи, психологи, филологи и другие гуманитарии – те, кто сможет работать с информацией, противостоять фальсификациям смыслов, фактов и самой реальности, объяснять, разъяснять, анализировать и духовно помогать другим солдатам. Мало иметь современную технику, надо иметь духовно сильного и нравственно определившегося солдата.
Военные учебные центры, которые предполагается создать, позволят не только расширить военную подготовку в университетах, или вариативность выполнения своего гражданского долга молодыми людьми, но они могут позволить привлечь профессиональный потенциал гуманитарных университетов и специальностей, формировать социальную ответственность гуманитариев».
Автор: Алексей Ананченко
Источник: www.iarex.ru