Внешнеполитический курс США начинает испытывать первые толчки, вызванные грядущими переменами в Белом доме. Спустя считаные часы после встречи Барака Обамы и Дональда Трампа уходящий президент, по сути, принял к исполнению одну из установок Трампа в борьбе с терроризмом и отдал приказ Пентагону уничтожить всех лидеров действующей в Сирии террористической организации «Джебхат ан-Нусра». «Джебхат ан-Нусра» («Джебхат Фатах аль-Шам») является в настоящее время одной из сильнейших группировок, противостоящих президенту Сирии Башару Асаду.
Москва неоднократно требовала от Вашингтона отделить так называемую умеренную оппозицию от «Джебхат ан-Нусры», в том числе и в Алеппо, но до сих пор Вашингтон навстречу Москве в этом вопросе не шёл.
Победа на президентских выборах Дональда Трампа побудила уходящую администрацию пересмотреть некоторые свои позиции. Уже в своём первом интервью ведущему органу американских деловых кругов The Wall Street Journalизбранный президент США высказался за отказ «от нынешней политики администрации Обамы» по Сирии. Он заявил о необходимости бороться против «Исламского государства», а не за отстранение от власти Башара Асада. «Сейчас мы поддерживаем повстанцев, которые борются против сирийского правительства, но мы не имеем понятия, что это за люди», — подчеркнул Трамп.
На предстоящие перемены в ближневосточной политике CША обратили внимание и в Турции. Издание Milliyet считает, что Турция, наряду с Россией, – «одна из нескольких стран, которые с точки зрения двусторонних отношений смотрят на новый период со сдержанным оптимизмом». «Эта позиция Анкары — следствие критической стадии, к которой в последнее время подошли турецко-американские отношения. В кризисе в отношениях с США широкие слои общественности в Турции, включая правительство, винят администрацию Обамы. Все, что в ходе своей предвыборной кампании говорила кандидат от демократов Хиллари Клинтон, укрепило убеждение, что она в случае прихода в Белый дом будет продолжать ту же политику и в турецко-американских отношениях сохранятся те же проблемы», — пишет Milliyet.
А среди европейских союзников США нарастает беспокойство. Наиболее жёсткую позицию в отношении Дональда Трампа и его планов на Ближнем Востоке готова занять Великобритания. В частности, Лондон намерен в ближайшие месяцы убедить Дональда Трампа отказаться от сотрудничества с Россией по Сирии. Как указывает The Sunday Telegraph со ссылкой на источники в британском внешнеполитическом ведомстве, правительство Терезы Мэй собирается провести «очень трудные» разговоры с Трампом. Собеседники TheSunday Telegraph утверждают, что в ближайшие два месяца, то есть ещё до вступления 20 января нового президента США в должность, Великобритания будет пытаться убедить команду Трампа в необходимости отстранения от власти Башара Асада. По их словам, это станет для Лондона приоритетом «номер один».
Здесь Великобритания может рассчитывать на поддержку Франции, поскольку политическое выживание президента Франсуа Олланда было связано с сохранением у власти в США демократической администрации в лице Хиллари Клинтон. А по другую сторону может оказаться федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, демонстрирующая в последние годы незаурядные способности к политическому маневрированию и испытывающая давление крупного немецкого бизнеса, заинтересованного в восстановлении сотрудничества с Россией.
Сразу после победы Дональда Трампа Берлин призвал своих коллег по ЕС провести экстренное совещание, чтобы попытаться выработать общий подход к будущим отношениям с новой американской администрацией. Берлину важно продемонстрировать, что Евросоюз способен «быстро отвечать на вопросы в области внешней политики». В том же контексте следует рассматривать и состоявшийся 11 ноября телефонный разговор Дональда Трампа и Ангелы Меркель по инициативе последней, когда собеседники, по сообщению германской правительственной канцелярии, «обсудили продолжение давних связей между США и Германией».
Великобритания и Франция, однако, проведение предложенного Берлином экстренного совещания сорвали. Главы внешнеполитических ведомств обеих стран отказались отправиться в Брюссель. Британский министр иностранных дел Борис Джонсон объяснил своё решение тем, что подобная встреча создала бы «атмосферу паники», а его французский коллега Жан-Марк Эйро заявил, что будет занят переговорами с новым Генеральным секретарем ООН. Как говорится, без комментариев.
«Если политическая линия Европейского cоюза продолжит испытывать сильное давление балтийских стран и бывших членов Советского Союза, занимающих непримиримую позицию в отношении любых решений России, то мы, европейцы, рискуем оказаться в ещё большей изоляции и за пределами важных международных партий, в которых главным игроком является Россия, — пишетитальянское издание Il Foglio. — Брюссель и его европейские институты сохраняют сильные антироссийские настроения. Можем ли мы их себе позволить с точки зрения энергетики? Способны ли мы занять место России в её отношениях с Украиной? И, главное, надо ли нам это? На все три вопроса можно смело ответить «нет». С точки зрения мирового порядка кажется очевидным, что Россия играет невероятно важную роль в борьбе с международным терроризмом, в разрешении сирийского кризиса и в противостоянии ИГИЛ. Поскольку Россия располагает правом вето в ООН, хроническое противостояние блокирует любые многосторонние действия, вынуждая государства вмешиваться в ситуации международных кризисов, выходящих за пределы мандата ООН, то есть в нарушение международного права с риском создания эффекта домино».
Будущая внешняя политика избранного президента США ещё не приняла определённые очертания, но уже сам факт его избрания создаёт в лагере европейских союзников Вашингтона новые линии напряжения.
Автор: ПЕТР ИСКЕНДЕРОВ
Источник: www.fondsk.ru