The Conversation: почему Обаме не следовало бездействовать в Сирии

The Conversation: почему Обаме не следовало бездействовать в Сирии

Президентство Барака Обамы близится к концу. И, на самом деле, ему есть, чем гордиться по его итогам. Он, к примеру, может предъявить в качестве доказательства прорывы в международных отношениях, которые, когда он только заступил на пост, казались невероятными. Чего стоит заключение соглашения с Ираном по ядерному оружию или возобновление дипломатических переговоров с Кубой после перерыва практически в 60 лет. Также Обамой была проведена успешная совместная работа с другими странами по предотвращению мировой экономической катастрофы, под его же президентством был достигнут более конструктивный подход США к Латинской Америке, и, помимо этого — стабильные, пусть и настороженные, отношения с Китаем.

Увы, но Обаму, после того как он в январе 2017 произнесёт прощальную речь, будут помнить, в основном, не за эти достижения. Вместо этого с ним будет ассоциироваться судьба одной конкретной страны — Сирии.

8 лет назад, во время инаугурации в январе 2009, Обама заявил, что американцы не считают приемлемым выбор между их безопасностью и идеалами. Ни он сам, ни кто-либо другой в то время не думал, что эти слова можно будет в полной мере отнести к Сирии. На тот момент самым ярким примером провала внешней политики США являлся Ирак. Афганистан занимал второе место. И вот сейчас, 8 лет спустя, сомнительное лидерство перешло к Сирии, а Ближний Восток дестабилизирован и расколот.

Обама, в одной из своих речей, подчеркнул, что философия Америки заключается в том, чтобы не делать глупостей. И, вполне вероятно, не учёл, что последствия бездействия могут быть гораздо более худшими, чем последствия глупостей.

Когда в Дамаске в 2011 году начались протесты, Обама рассчитывал на то, что Башар Асад ответит на требования провести реформы согласием, а не избиениями, арестами и пытками. К августу стало понятно, что никаких реформ в Сирии не будет. И тогда президент США заявил, что Асад должен уйти. Разумеется, этого не последовало. Президент Сирии начал войну и Хомс, третий по величине город Сирии, был разбомблен практически полностью. К весне 2012 оппозиция, находящаяся в нём, практически полностью капитулировала. Это приблизительно дало понять, каким образом события будут развиваться дальше.

И Обама сделал очень мало. Он ввёл экономические санкции против сирийского правительства, но у Асада и его людей были миллиарды, полученные от Ирана и России. ЦРУ, со временем, создало тренировочные лагеря для сил оппозиции, особенно в Турции, а также начало доставлять им оружие. Но процесс продвигался тяжело и не приносил желаемых результатов.

Обаме предлагались различные идеи о более конкретном вмешательстве, но президент накладывал вето на каждую из них. Иран, тем временем, занимался усилением сирийской армии. То же самое делали террористические группировки.

Да, Асад, под давлением России, практически полностью отказался от применения химического оружия. Но традиционное сохранилось в его распоряжении и продолжило применяться.

И сейчас ситуация такова, что война в Сирии продолжается, со всеми соответствующими последствиями. Россия бомбит Алеппо, рассчитывая подавить силы, противодействующие Асаду. Далеко не факт, что реформы в Сирии, пока сохраняется действующая власть, когда-либо будут проведены.

Да, у позиции Обамы в Вашингтоне было множество сторонников. И, что очень вероятно, Трамп продолжит линию отсутствия противодействия. Вполне возможно, что он объединит силы с Россией и сведёт исход войны в её пользу. Сирия, в результате, разрушена и неизвестно, сколько потребуется времени на то, чтобы её восстановить. И бездействие Обамы сыграло в этом немалую роль.

Перевод сделан по материалам The Conversation специально для Planet Today

Источник: planet-today.ru

AgentNews.ru