ВЦИОМ зафиксировал рекордное доверие к выборам

ВЦИОМ зафиксировал рекордное доверие к выборам

Большинство россиян  доверяют результатам прошедших президентских выборов. 60% доверяют результатам выборов полностью, 28% не исключают, что были мелкие нарушения, не повлиявшие на их итог. Только 7% — отнеслись к выборам без доверия. Еще 5% затруднились ответить. Такие данные в своем последнем исследовании приводит ВЦИОМ («Известия» ознакомились с цифрами). Эксперты полагают, что рекордное доверие к выборам — результат системности и стабильности, заложенных в последние 18 лет. Именно на них ориентируется значительная часть электората. А соответствие прогнозов с официальными данными говорит о высоком уровне организации всей президентской кампании.

По итогам прошедших президентских выборов социологи зафиксировали максимальный показатель доверия к их результатам за всё время измерений — 60%. В 2004 и 2008 годах цифра была ниже — 53%. В 2012 году — 44%. При этом шесть лет назад было больше и тех, кто не доверял результатам выборов — 14%. Сейчас таких вдвое меньше — 7%.

В ходе избирательной кампании первое место оставалось за кандидатом и действующим главой государства Владимиром Путиным. По прогнозу ВЦИОМа за несколько дней до выборов, за президента были готовы голосовать от 69% до 73% граждан. Уже в день выборов по данным экзитпола — 73,9%. По итогам выборов, по данным ЦИК, Владимир Путин набрал 76,7% голосов.

Второе место на протяжении кампании удерживал кандидат от КПРФ Павел Грудинин (КПРФ). По прогнозу социологов за него готовы были отдать голоса от 10% до 14% избирателей. Экзитпол в день выборов показал 11,2%. Официальный результат Павла Грудинина — 11,8%.

Владимир Жириновский (ЛДПР), согласно прогнозам, набирал от 8% до 12% голосов. По результатам экзитпола — 6,7%. По данным ЦИК, результат либерал-демократа — 5,7%.

Итоговые цифры по явке, заявили «Известиям» во ВЦИОМе, также соответствуют прогнозам. За неделю до голосования она составляла от 63% до 67%. В день голосования экзитпол показал 63,7%. 19 марта ЦИК дала официальную цифру — 67,5%.

Руководитель практики социального моделирования и прогнозирования ВЦИОМа Юлия Баскакова отметила, что для прогнозирования результатов выборов ВЦИОМ использовал несколько методик. Социологи опирались на данные опросов общественного мнения, данные рынка электоральных прогнозов, а также на прогнозы самих россиян. Так, социологи спрашивали респондентов, какой процент их знакомых проголосует за каждого из кандидатов.

— Самый точный прогноз касался результата Владимира Путина и был получен по данным телефонного опроса, а результат Павла Грудинина — по обобщенному прогнозу, который дали сами респонденты, — пояснила социолог. — Наименее предсказуемым оказался результат Владимира Жириновского — ниже очень скептичных ожиданий участников рынка электоральных прогнозов.

Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков отметил, что высокий уровень доверия граждан говорит об аналогичном уровне организации и прозрачности выборов. Было зафиксировано минимальное количество нарушений на местах, а международные наблюдатели положительно оценили ход голосования и отметили высокий уровень явки.

— Фактическое соответствие явки и результатов голосования с данными социологических исследований говорит о том, что люди не скрывают, за кого они готовы проголосовать, — пояснил Дмитрий Егорченков.

Президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов отметил, что рекордное доверие к выборам — результат системности и стабильности, заложенных в последние 18 лет. Именно на них ориентируется значительная часть электората.

— Речь идет о нежелании перемен, понимании многих плюсов и минусов работающей системы, уровне демонстрируемых внешних угроз и готовности обеспечивать определенный уровень безопасности, — уточнил он.

Эксперт также отметил, что улучшилась точность прогнозов.

— Формат кампании и повестки был однолинейным, и в агитационном плане в том числе. Основной упор делался на фоново-информационный контекст, то есть резких, радикальных изменений не было. Большинство кандидатов отрабатывало кампанию в рамках традиционных технологий и подходов, — пояснил он.

Политконсультант Дмитрий Фетисов полагает, что электоральная социология была и остается эффективным рабочим инструментом при изучении общественного мнения в ходе избирательной кампании. И прошедшие выборы это в очередной раз подтвердили.

— Процент явки и голосов за кандидатов практически совпал с той социологией, которую озвучивал ВЦИОМ с поправкой на неопределившихся. Правда, далеко не все политики умеют работать с социологией и правильно ее анализировать. Из-за чего порой и создается миф о неэффективности социологии, когда ее воспринимают как элемент манипуляции общественным сознанием, — полагает эксперт.

Опрос «ВЦИОМ-Спутник» проводился с 12 по 17 марта 2018 года. В нем приняли участие 6 тыс. человек. Социологи общались с ними по телефону.

 

Автор: Ангелина Галанина

Источник: iz.ru

AgentNews.ru