Все врио губернаторов, назначенные с лета 2016 года, активно выступают в СМИ, имеют серьезную поддержку на федеральном уровне, не критикуют предшественников и налаживают контакты с оппозицией. Об этом говорится в докладе «Петербургской политики»
Общий стиль
С июля 2016 года по февраль 2017-го Кремль сменил десять глав регионов. Эксперты фонда «Петербургская политика» в февральском рейтинге (доклад имеется в распоряжении РБК) подвели первые итоги их деятельности и назвали общие тенденции в работе новых назначенцев.
По данным политологов, все новые главы регионов — кроме врио губернатора Адыгеи Мурата Кумпилова — получают серьезную поддержку от федерального центра (для семерых из них политологи в докладе оценили ее как «высокую») и активно выступают в федеральных СМИ. Правда, и то и другое связано с «новоназначенностью» политиков на постах, рассказал РБК глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов. «Есть настрой на большую публичность, что вполне естественно — до выборов мало времени (а известность накапливается в сегодняшних российских реалиях очень медленно)», — пояснил политолог.
«Также ни у кого из них не было публичного растаптывания опыта предшественника», — заметил эксперт. Во всех регионах, где сменились губернаторы, рейтинги власти были более или менее низкими, поэтому одна из задач новых глав регионов — избавиться от негативной оценки работы бывших губернаторов, отметил собеседник РБК. При этом в Рязанской области новый врио главы Николай Любимов решил оставить при себе прежнего губернатора, Олега Ковалева, в качестве советника, но это — исключение из общего правила, считает Виноградов.
Кроме того, раньше не так активно происходило наведение мостов с прежними оппонентами — это особенно заметно в Карелии и Новгороде, продолжил эксперт. Налаживание отношений региональных властей с оппозиционными местными элитами проходит «настойчиво, но без признания своей слабости».
При этом, уверен политолог, пока сложно говорить о наличии крупных общих тенденций в работе новых врио: с момента их назначений прошло слишком мало времени (последний, Артур Парфенчиков, был назначен главой Карелии 15 февраля). Пока, по словам эксперта, новых губернаторов объединяют скорее технические, второстепенные моменты: например, все они с момента назначения на должность успели встретиться с представителями силовых структур и РПЦ. «Было видно, что у них [губернаторов] задача навести мосты с религией, большая часть ходила общаться с митрополитами, а [глава Бурятии Алексей] Цыденов, где религиозная ситуация наиболее сложная, — с тремя основными группами: православными, старообрядцами и буддистами», — рассказал Виноградов.
По оценке авторов доклада, лучше всего адаптироваться к повестке своего региона сумели врио губернатора Карелии, бывший глава ФССП Артур Парфенчиков и новый руководитель Пермского края Максим Решетников. «Оба они пока удачно пользуются эффектом замены в сравнении со сравнительно малопопулярными предшественниками», — констатировали авторы рейтинга.
Рейтинг регионов
Смена губернатора, даже ожидаемая, — всегда стресс для местной власти, утверждают политологи. Поэтому во всех регионах, где за последние месяцы сменились главы, снизилась оценка политической и социально-экономической устойчивости. Меньше всего пострадал Пермский край (минус 0,2 балла), новый врио которого, Максим Решетников, является выходцем из региона и долгое время работал в местной администрации. Также не очень сильно понизился рейтинг устойчивости Карелии: он опустился всего на 0,3 балла. Это, вероятнее всего, связано с тем, что на место главы региона Кремль назначил «фигуру, символизирующую погруженность в республиканскую проблематику и понятность местным элитам». Парфенчиков является выходцем из Карелии.
В остальных регионах, устойчивость которых снизилась на 0,5 балла, руководителями стали «малознакомые» местным сообществам персоны.
В целом пять из десяти регионов, где недавно произошла смена губернаторов, эксперты назвали территориями со слабой устойчивостью (Кировскую и Рязанскую области, Пермский край, Бурятию и Карелию). Еще в трех регионах политическая и социально-экономическая устойчивость оценивается как пониженная (Ярославская, Калининградская и Новгородская области). Адыгею политологи посчитали регионом с высокой устойчивостью. Севастополь не был включен в рейтинг.
Дружба с оппозицией
Хотя налаживание контактов с местными элитами, судя по всему, общая задача для новых глав регионов, активнее всего с ними работают Андрей Никитин и Артур Парфенчиков. Врио Новгородской области с этой целью провел несколько мероприятий с мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевым, который до этого находился «в затяжной конфронтации» с прежней областной администрацией.
Парфенчиков, в свою очередь, в интервью ТАСС рассказал о том, что не исключает назначение экс-мэра Петрозаводска Галины Ширшиной, которая конфликтовала с горсоветом и была снята с должности при участии бывшего губернатора Худилайнена, на пост председателя Общественного экспертного совета при правительстве области.
Однако у тех назначенцев, кто был назначен раньше, отношения с местными элитами пока не складываются. По мнению политолога Ростислава Туровского, большая их часть слишком полагается на поддержку федерального центра. «Иной раз складывается ощущение, что они [новые губернаторы] чувствуют за спиной поддержку Кремля и федеральных СМИ и не уделяют [работе с местными элитами] большого внимания, — отметил Туровский. — Поэтому определенная политическая изоляция у многих из этих людей сохраняется».
По его словам, в изоляции остаются врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов, глава Кировской области Игорь Васильев, врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников и врио главы Ярославской области Дмитрий Миронов. «Пока все-таки у них не сложилось определенного яркого и привлекательного имиджа. Нельзя сказать, что у кого-то из губернаторов есть своя индивидуальная программа», — добавил политолог.
Источник: rbc.ru