Сентябрьские выборы в Государственную Думу России остались в прошлом, население уже переключило свое внимание на другие события, благополучно забыв о политике и кандидатах в политики до следующей предвыборной суматохи. Исчезли с экранов телевизоров со всем возможным усердием рвущиеся решить любые проблемы россиян и вообще об этих проблемах зачем-то напоминающие потенциальные слуги народа, уступив место всегда веселым шоуменам. Неожиданно просветленные лица кандидатов, озабоченно взирающих на электорат с придорожных билбордов, наконец-то сменились на бесстрастные изображения холодильников и внедорожников. В общем, жизнь вошла в свою привычную колею.
Явка на выборах оказалась ниже нижнего, но такой политический абсентеизм населения, в отсутствии законодательно установленного нижнего порога, власть имущих ничуть не смущает, поскольку только способствует укреплению их позиций. «Оглушительная победа» правящей партии по факту свелась к тому, что ее поддержали не более 20% избирателей, а по данным некоторых оппозиционных аналитиков, проводивших собственные расчёты, и того меньше. Но видимо на фоне всего того, что творится сегодня у нас в стране, и такие цифры являются безусловным достижением единоросов.
Вот как характеризуют электорат «Единой России» социологи: «60% потенциальных избирателей ЕР — женщины. Опорный электорат имеет наиболее высокие доходы. При этом характерно, что доля руководящих работников в этом контингенте самая высокая, а доля предпринимателей — почти самая низкая. Это часть населения, которая чуть моложе, чуть зажиточнее, чуть благополучнее, чем в среднем». Понятно, что женщины в большинстве своем симпатизируют настоящему лидеру правящей партии, то есть Президенту РФ, паровозом вытягивающим партийцам хоть какие-то дополнительные бонусы со стороны слабой половины россиян. Благосклонность руководящих работников, обусловлена, во-первых тем, что, являясь относительно более обеспеченными людьми, они свое такое положение терять не хотят, во-вторых пониманием, что перемены в политическом пространстве страны могут повлечь и изменения в их собственном статусе, что, естественно, им ни к чему.
А что народ в целом? Как показал всероссийский опрос, наши соотечественники имеют весьма поверхностное представление о результатах прошедших думских выборов. Каждый четвертый вообще не знает, какие партии провели своих депутатов в Государственную Думу. Два из пяти опрошенных приблизительно в курсе того, каким политическим субъектам удалось обрести представительство в высшем законодательном органе власти страны. Картину в целом отчетливо представляет себе (или думает, что представляет) только треть респондентов. Попроси исследователи перечислить хотя бы пятерку «лидеров» по итогам сентябрьских выборов, и цифры получились бы совсем иными. Но каковы вопросы, таковы и ответы.
Вопрос о распределении предпочтений напряг россиян еще больше. Один человек из четырех считает, что располагает сведениями о том какой процент поддержки получила та или иная партия. 44% — знает об этом приблизительно, треть — понятия не имеет кому и в каком количестве отдали свои голоса участвовавшие в выборах граждане России (рис. 1).
Рис. 1. Ответы россиян на вопрос «Знаете ли Вы, сколько процентов получили на выборах партии?»
Почему население столь индифферентно к выборному процессу и его результату? Потому что понимает, субъект власти не изменится, как не изменится и проводимый в стране курс. Вновь заработает думский механизм, будут проводиться назначения, приниматься законы, но в целом, как полагает большинство россиян, новая Дума от старой ничем по большому счету отличаться не будет — «ни лучше и ни хуже» уверены 46% опрошенных (рис. 2).
Рис. 2. Ответы россиян на вопрос «Будет ли избранная на этих выборах Государственная Дума России работать лучше или хуже, чем предыдущая?»
А между тем на фоне «оглушительной» победы у формального лидера правящей партии рейтинг доверия вновь отрицательный (51% россиян не одобряют его деятельность), как и предвыборный рейтинг одобрения Госдумы (62% не одобряют деятельность этого органа власти).
И что толку подсчитывать и запоминать распределение голосов и кресел, если в итоге получается то, что гениально описал Иван Андреевич Крылов в известной каждому со школьной скамьи басне:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает соловей. —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
И слушает наш многострадальный народ все те же фальшивые песни в исполнении все тех же горе-музыкантов, обменивающихся креслами, партитурами, инструментами, но неизменно выдающих один и тот же уше — душераздирающий результат.
Источник: rusrand.ru