Вот уже полтора года прошло с момента подписания вторых минских соглашений. Даже больше. А с момента подписания первых — уже прошло два.
Что из этих соглашений выполнено?
Можно сказать, что ничего.
Более-менее выполнен пункт об обмене военнопленными. И то не до конца. В какой-то момент был даже выполнен пункт об отводе тяжелого вооружения, но практика показала, что по сути это была перегруппировка. Со временем тяжелое вооружение снова подтянулось. Собственно все.
Так зачем подписали минские соглашения?
Ответ очевиден: для того, чтобы не выполнять.
По сути, минские соглашения — это создание патовой ситуации, при которой Киев имеет возможно бесконечно тянуть с выполнением политической части минских соглашений (и будет тянуть, потому что Украине ОРДИЛОСОС не нужен, а стрельбище наоборот очень нужно), а Кремль имеет возможность так же бесконечно ссылаться на Киев, не выполняющий свою часть соглашений, чтобы не выполнять свою часть и продолжать контролировать ЛДНР.
Патовая ситуация, выгодная как Киеву, так и Кремлю.
Киеву выгодно сохранять данную ситуацию, потому что получить обратно 3 миллиона жителей Донбасса, настроенных резко против постмайданной власти и не признающих Украину — большой геморрой, с которым неизвестно, что потом делать. Провести зачистку — нереально, можно получить партизанскую войну. И сделать вид, что 1/10 часть страны, живущая по своим законам и не признающая флаги Украины, это так и должно быть — тоже нельзя.
К тому же, часть украинского общества по-прежнему сохраняет воинственный настрой и жаждет победы, для успокоения этой публики Киеву выгодно сохранять линию фронта. Ведь если линия фронта в Донбассе исчезнет, то воинствующие националисты либо пойдут зачищать ОРДИЛО и конфликт разгорится снова, либо внимание националистов переключится на Крым, что Киеву совсем не нужно, потому что способов вернуть полуостров не просматривается.
В общем, для Киева гораздо предпочтительнее сохранять ситуацию в текущем виде.
То же самое можно сказать и про Кремль.
Передавать ЛДНР под контроль Киева — это непопулярный шаг, который в российском обществе будет оценен резко негативно.
Кроме того, после вывода из ЛДНР «контролеров» и передачи границы Кремль уже не сможет влиять на Донецк и Луганск. А значит в случае неблагоприятного развития ситуации не сможет ничего предпринять.
Кремлю точно так же невыгодны ни зачистки Донбасса украинскими националистами, которые спровоцируют новый конфликт, ни переключение их внимания на Крым.
Поэтому для Кремля тоже гораздо предпочтительнее сохранять ситуацию «как есть».
Вот и получается, что минские соглашения подписали затем, чтобы потом не выполнять.
Получилось очень удобно.
Киев ссылается на Москву и говорит у себя, что это Россия не выполняет свою часть соглашений, не отзывает своих специалистов, не передает контроль границы. А Москва говорит, что это Киев не принял закон об особом статусе и не выполнил другие условия.
И неважно даже, кто чего больше не выполнил — важно, что обе стороны данная патовая ситуация в целом устраивает.
Сказать, что обе стороны довольны — нельзя, потому что неудобства все-таки существуют. Неудобство Киева заключается в том, что на него постоянно давят с требованием вносить поправки в конституцию и принимать закон об особом статусе. Это неудобно. Неудобство Кремля заключается в том, что Европа постоянно продлевает санкции, ссылаясь на невыполнение минских соглашений. Это тоже неудобно.
Но обе стороны понимают, что в случае выполнения минских соглашений легче не станет. Наоборот, станет намного тяжелее. Киев получит проблемный для него регион, практически гранату без чеки, которую и выбросить нельзя и держать страшно. Кремль получит внутриполитический негатив, который можно коротко охарактеризовать фразой «ага, все-таки слил, сука». И не факт, что при этом будут сняты санкции, далеко не факт.
Поэтому…
И Киеву и Кремлю выгоднее сохранять текущую патовую ситуацию с безнадежно буксующими минскими соглашениями, нежели выполнить их.
Думаю, что если Киев внезапно примет закон об особом статусе и выполнит свою часть соглашений, то в Кремле этому ничуть не обрадуются. Наоборот, сильно огорчатся и придумают что-нибудь такое, что снова загонит соглашения в тупик.
И в Киеве тоже наверняка огорчатся, если Россия выведет из Донбасса своих специалистов и передаст границу.
И обе стороны наверняка понимают это.
Обе стороны понимают, что выполнение соглашений не нужно никому и… переливают из пустого в порожнее вот уже второй год.
Все, чем занимаются в Киеве и Кремле — это поиском аргументов, чтобы обвинить в невыполнении соглашений другую сторону, чтобы европейские политики сделали оппоненту строгий выговор.
То есть идет этакое политико-медийное бодание, да и то довольно вялое.
И кто-нибудь наверняка скажет, что это же хорошо — нацисты по Донецку не маршируют, ЛДНР не сданы, живут-поживают, гуманитарку прожирают…
Оно может быть действительно лучше, чем активная фаза боевых дейсвий с сотнями погибших в день.
Но вот, что важно:
Бесконечно так продолжаться не может.
И ссылаться на Приднестровье не нужно, потому что в Приднестровье ситуация несколько иная. Там Молдавия сравнительно быстро отступилась и военная фаза конфликта была завершена. А в Донбассе продолжается вооруженное противостояние. И ситуацию никак нельзя назвать стабильной.
Кроме этого, в минских соглашениях был прописан срок выполнения до конца 2015 года. Год назад соглашения продлили еще на год, но и этот год заканчивается.
А что потом? Продлят еще на год? Вряд ли.
Ранее стороны уже делали заявления, что продлеваться дальше минские соглашения не будут. Правда могут быть подписаны какие-нибудь другие соглашения, но наверное уже совсем другие.
Предполагалось ли с самого начала, что все будет именно так, что пройдет два года и ничего не будет выполнено?
Трудно сказать.
Скорее всего, подписывая минские соглашения, стороны решали свою главную задачу — загнать конфликт, который мог привести к большим внутренним и внешнеполитическим проблемам, в политический тупик. Все остальное было вторично.
Опасаясь поражения или пирровой победы, в Киеве и Кремле предпочли этому патовую ситуацию, при которой можно будет говорить о своих успехах и перекладывать ответственность на оппонента.
Кремль гордится тем, что поставляет в Донбасс гуманитарную помощь и еще тем, что «по Донецку не маршируют нацисты». Киев гордится тем, что Донбасс остается в составе Украины.
А что будет потом…
Потом конфликт, загнанный в политический тупик, все равно придется оттуда вытаскивать и как-то решать.
Если не в конце этого года, то в следующем.
Если не в следующем, то в послеследующем.
А выезд из тупика, как известно, осуществляется задом.
И выезд этот может прийтись на самый неблагоприятный для этого момент.
Поэтому ответить на вопрос, зачем подписывали минские соглашения, можно так:
Чтобы два года не выполнять их, загнать конфликт в тупик, оттянуть его решение в надежде на более благоприятную политическую ситуацию и… выезжать потом из этого конфликта задом, вероятнее всего в самый неподходящий для этого момент.
Источник: narzur.ru