СюжетЛьготы ветеранам боевых действий:
Военный корреспондент и участник боевых действий в Донбассе Владлен Татарский (настоящее имя — Максим Фомин) погиб в результате теракта в Санкт-Петербурге. В кафе на Университетской набережной на Васильевском острове, где 2 апреля проходил его творческий вечер, прогремел взрыв. Военкор погиб на месте, еще 32 человека были ранены. Вскоре по подозрению в причастности к преступлению Следственный комитет России задержал Дарью Трепову. По версии следствия, именно она во время той встречи передала Татарскому его скульптурный бюст, в котором могло находиться самодельное взрывное устройство. В Национальном антитеррористическом комитете (НАК) заявили, что теракт был спланирован спецслужбами Украины. «Лента.ру» вспомнила биографию ополченца, военкора и писателя.
С одной стороны, можно сказать, что биография Владлена Татарского полна мистификаций. На самом деле это не так. Мистификации можно обнаружить в биографии уроженца Макеевки Максима Фомина. Он, собственно, биографию Владлена Татарского и написал, создав нового себя как литературного персонажа. И полностью с ним сжился. Своим псевдонимом Фомин сделал имя главного героя книги Виктора Пелевина «Generation «П»». Он любил творчество Пелевина, а происходящее в Донбассе после начала войны часто сравнивал с его книгой S.N.U.F.F.
Но так или иначе Фомин-Татарский действительно родился в Макеевке в 1982 году в обычной шахтерской семье. В своих книгах он много вспоминал лихие 1990-е, серьезно ударившие по индустриальному Донбассу. Экономические проблемы и последовавший за ними рост социальной напряженности для него оказались неразрывно связаны с возникновением Украины и появлением в школах чужого для него языка.
Мы годами терпели унижение. Я рос на унижении армии. На унижении страны предателями типа [Михаила] Горбачева и [Бориса] Ельцина
Владлен Татарскийотрывок из книги «Бег»
Окончив школу, он пошел по стопам отца и начал работать на шахте, потом открыл бизнес по продаже мебели. Но спокойная жизнь бизнесмена его явно не прельщала.
В книге «Бег» Владлен Татарский писал, что его постоянно тянуло к риску, к желанию почувствовать жизнь во всех ее красках. Это желание довело до того, что в 2011 году он оказался на скамье подсудимых по обвинению в ограблении отделения «Приватбанка» в Макеевке
Ограбление он провернул вместе со своим лучшим другом — Алексеем Месяцем (позывной Бабка).
Наказание Фомин отбывал в колонии в Горловке. К своему тюремному опыту он относился очень спокойно, никогда его не скрывал и неоднократно отмечал в книгах и интервью, что пребывание в тюрьме дало ему немало психологических наблюдений. В тюрьме он встретил начало протестных акций в Киеве в конце 2013 года, которые вскоре станут известны как Евромайдан. По собственному признанию, он обсуждал их с другими заключенными и поначалу отреагировал на происходящее вполне положительно.
Конечно, для меня, как для бунтаря, Майдан был близок (…). Радикалы меня не смущали: во мне жило идеалистическое представление о том, что на одних баррикадах, противостоя мерзкой жадной системе, русские и украинские патриоты поймут друг друга, сметут и публично казнят всех этих недоразвитых чванливых тварей
Владлен Татарскийотрывок из книги «Бег»
Но вслед за массовыми протестами в столице в Донбасс пришла война. Колония, в которой отбывал наказание Фомин, попала под обстрел Вооруженных сил Украины (ВСУ), часть заключенных сбежала. Среди них был и Максим. Однако у его побега была вполне конкретная цель — он бежал из тюрьмы, чтобы пойти в ополчение.
Владлен Татарский успел послужить практически на всем Донбассе: и у полевого командира Игоря Безлера в Горловке, и под Мариуполем, и в Народной милиции Луганской народной республики (ЛНР)
Он не принимал участия в крупных и известных операциях, но оставил заметки как раз о буднях войны, неприметных эпизодах, из которых по большей части и состоят боевые действия.
Служба прервалась еще одним небольшим сроком в тюрьме. Дело в том, что как только в Донецкой народной республике (ДНР) установилась хоть какая-то государственность, то правоохранители обнаружили, что Максим Фомин находится в бегах, и его отправили досиживать срок. Из тюрьмы он вышел благодаря личному вмешательству первого главы ДНР Александра Захарченко, который подписал указ о помиловании для ополченца.
В 2019 году Фомин уволился из армии, но военную тему не оставил и создал паблик «Терриконы Донбасса», посвященный истории конфликта в регионе. Тогда и появился его Владлен Татарский. Большинство контента туда присылали подписчики, непосредственные участники событий. В комментариях иногда можно было встретить обсуждение того или иного боя его участниками, причем как со стороны ополчения, так и со стороны ВСУ. Сам администратор паблика публиковал в сообществе аналитические заметки.
«Терриконы Донбасса» стали трамплином для медийной популярности Владлена Татарского. Он начал появляться в телеэфирах, завел свой блог в Telegram. Тематика его публикаций расширилась. Вместе с администратором Telegram-канала REVERSE SIDE OF THE MEDAL, посвященного военной тематике и частным военным кампаниям, Владлен Татарский вел эфиры, которые сам называл «милитари-пропагандой». В них он рассказывал о выживании на поле боя, описывал психологические аспекты участия в боевых действиях. На эфиры часто приходили ветераны ополчения, участники кампании в Сирии.
Кроме блогерства во время жизни в Москве он попробовал себя и в роли писателя. За последние два года издал две автобиографические книги «Бег» и «Война» и сборник художественных рассказов «Медитация». Все три книги посвящены боевым действиям в Донбассе
В начале февраля 2022 года Владлен Татарский вернулся в Донецк. «Все, кто уже бился с украинцами, снова будут биться в случае обострения», — уверял он в разговоре с «Лентой.ру», который состоялся 17 февраля. В той же беседе он сказал, что все его соцсети сейчас забиты вопросами «как приехать в ДНР в условиях нынешних коронавирусных ограничений». При этом он сетовал, что нынешняя армия «не терпит звезд», но возлагал определенную надежду на «старых» командиров батальонного уровня, которые застали события 2014 года. К одному из них он в итоге и пошел.
«Тут было все в новинку»Ветеран боев в Донбассе — о сложностях штурма Мариуполя и уроках спецоперации на Украине20 мая 2022
«Победа легкой не бывает»Участники штурма Мариуполя — о жестоких уличных боях и гуманитарной катастрофе в городе24 марта 2022
За несколько дней до возобновления полномасштабных боевых действий в Донбассе Владлен Татарский стал добровольцем в батальоне «Восток» под командованием Александра Ходаковского, первого министра государственной безопасности ДНР.
Было бы странно, если бы я сейчас сидел в тактикульных шмотках в Москве, собирал гуманитарку, жгуты для раненых подписчиков и, записав очередное видео, ходил в кафе пить кофе с круассаном. Здесь мое место, и это правильно
Владлен Татарский из интервью «Ленте.ру»
«Восток» сразу же попал в горнило Мариупольской операции. Батальон заходил в город с левого берега реки Кальмиус. Находясь на передовой, Владлен Татарский смеялся: «Я в естественной среде обитания».
В «Востоке» он создал подразделение беспилотной авиаразведки, которое в шутку называл «Добровольческим воздухоплавательным отрядом». Опыт оказался настолько успешным, что его часто «выписывали» смежники, и он объяснял новичкам основы разведки и корректировки огня с помощью квадрокоптеров
Под Мариуполем он также начал записывать серию роликов «Вечерний Владлен», в которой анализировал происходящее на линии боевого соприкосновения и актуальные политические события. Ролики широко расходились по патриотическим каналам в Telegram, сам блог тоже активно рос и в итоге набрал более полумиллиона подписчиков. Собственно, это и сподвигло Татарского вновь вернуться к освещению событий, поездкам с лекциями по стране.
Мы даже на ринг не вышли. У нас нет даже равносильных ситуаций, чтобы тягаться. Информационная война ведется партизанами-одиночками
Владлен Татарский из интервью газете «Бизнес.Online»
О том, что ему поступают угрозы, Владлен Татарский говорил еще в августе 2022 года, после убийства Дарьи Дугиной. «Пока шло наше интервью, уже написали: «Доберемся и до тебя»», — говорил он в беседе с журналистами. Однако снижать свою медийную активность он не хотел.