Суд продлил до 18 ноября срок задержания четырем фигурантам уголовного дела о вымогательстве акций на миллиард рублей на Кузбассе, судьба остальных решится позже; в числе задержанных — два вице-губернатора, в чью виновность отказывается верить глава Кемеровской области Аман Тулеев.
Громкое дело
Следственный комитет РФ в понедельник возбудил уголовное дело о вымогательстве 51% акций АО «Разрез «Инской» против главы управления СКР по Кузбассу Сергея Калинкина, двух его подчиненных, а также вице-губернаторов региона Алексея Иванова и Александра Данильченко. По данным СКР, по делу также проходят начальник департамента административных органов Кемеровской области Елена Троицкая, учредитель компании «ПТК Уголь» Александр Щукин, его доверенное лицо Геннадий Вернигор, замглавы одного из отделов СУСК Сергей Крюков и старший следователь Артемий Шевелев.
По данным следствия, подозреваемые вымогали у Антона Цыганкова принадлежащие ему 51 % акций АО «Разрез «Инской». Рыночная стоимость этих акций составляет не менее миллиарда рублей.
«Это не первое громкое уголовное дело в отношении наших сотрудников и чиновников такого уровня и, к сожалению, явно не последнее. При этом позиция руководства Следственного комитета России остается неизменной — к уголовной ответственности должны и будут привлекаться все лица, совершившие преступления, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, должности или звания. Тем более мы не допустим подобного сращивания чиновников и правоохранителей», — заявила журналистам в понедельник и.о. руководителя управления СК РФ по связям со СМИ Светлана Петренко.
Тулеев не верит
О задержании высокопоставленных чиновников стало известно в понедельник вечером. А утром губернатор Кемеровской области Аман Тулеев собрал экстренную пресс-конференцию, на которой озвучил свою позицию по поводу случившегося: замы остаются при своих должностях и обвинения в их адрес абсурдны.
Губернатор рассказал, что на шахте еще в декабре 2015 года возникли проблемы с угледобычей, а в мае 2016 года там произошел несчастный случай со смертельным исходом. Все это привело к остановке добычи угля: за пять месяцев добыли 27 тысяч тонн при плане 110 тысяч тонн. Как заявил губернатор, в администрацию области никто не обращался, собственников найти было невозможно, на письма властей они не отвечали.
В итоге на «Инской» возникли задержки по зарплате. Сумма задолженности на 1 июля, по словам Тулеева, выросла до 62 миллионов рублей, по налоговым отчислениям — 154 миллионов рублей. Горняки 8 июля отказались выходить на работу, пока не будут погашены долги по зарплате, и грозили «принять последующие действия», то есть перекрыть железнодорожные пути.
«Проявили героизм»
Тулеев отметил, что в защиту горняков власти обратились в правоохранительные органы, поскольку собственники шахты никак не реагировали на происходящее. Долги перед работниками пришлось выплачивать из областного благотворительного фонда в виде материальной помощи.
Держатель 51% акций АО «Разрез Инской» Антон Цыганков, по мнению главы региона и его собственному признанию, является номинальным владельцем. В июле он был задержан следственными органами для дачи показаний в рамках ранее возбужденного уголовного дела. Тулеев «для снятия социальной напряженности» послал на шахту Данильченко. А когда горняки признались, что им не хватает специалистов, областные власти привлекли их с соседних шахт «Полосухинская» и «Грамотеинская», которые принадлежат Александру Щукину.
По словам Тулеева, заместители губернатора Данильченко и Иванов вели переговоры с Цыганковым о его последующих действиях, чтобы вывести предприятие из кризиса. «Никакого принуждения вообще не было», — заверил глава региона.
Кроме того, губернатор глубоко убежден, что именно его замы предупредили забастовку. «В моем понимании, они проявили героизм. Это порядочные, честные люди, государственники, державники. Замгубернатора Иванов прошел путь от опера до генерал-майора без «мохнатой руки». Данильченко — потомственный горняк, прекрасная семья. Ничего у них нет, кроме желания работать. Если б что-то было, то вчера был обыск в домах, а где тогда горы золота, шубы, меха? А нечего показывать», — считает глава региона.
Как отметил Тулеев, сейчас разрез «Инской» работает. Ситуация там стабилизировалась.
Давление на губернатора?
«Я считаю, и Данильченко, и Иванов, и Троицкая никому не нужны. Скорее всего, на мой взгляд, нужен губернатор. Я это ощущаю, честно говоря, давно, года-два — идет неимоверная, сильная драка… Основная причина столкновений — это горные работы», — заявил Тулеев на брифинге в областной администрации.
Губернатор пояснил, что власти перестали давать разрешения на разработку новых участков добычи угля в Кузбассе. По его словам, 200-210 миллионов тонн в год — предельные объемы угледобычи для региона, иначе усилятся землетрясения (отдельные толчки регулярно ощущаются в городах и районах) и другие негативные последствия на экологию.
«У нас уже не остается ни рек, ни лесов, самовольное занятие пахотных земель. Еще десяток разрезов, и, в принципе, будет равнина», — отметил он и добавил, что 70% условий по действующим лицензиям не выполняются в полном объеме.
«Все это вызвало волну обратную. Такой губернатор не нужен. Соответственно, платятся деньги, и по каждому чиху начинается очернение властей», — считает Тулеев.
Однако глава комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов подверг сомнению эти слова Тулеева.
«Я знаю, что он в глазах президента авторитет, долгожитель, тяжеловес, один из немногих, который остался, также он пользуется особым доверием и у правительства. Я не думаю, что на него кто-то может давить», — заявил Харитонов РИА Новости.
Задержаны, но не арестованы
Центральный районный суд Новосибирска во вторник продлил до 18 ноября срок задержания четырем фигурантам уголовного дела.
«Суд полагает необходимым продлить срок задержания Иванову Алексею до 72 часов — до 19.30 18 ноября 2016 года», — сообщила судья, рассматривающая материал об избрании меры пресечения в отношении Иванова.
Судья огласила, что следователи СК РФ ходатайствовали о заключении Иванова под стражу, однако прокурор в ходе судебного заседания попросил продлить вице-губернатору срок задержания до 72 часов, что необходимо для предоставления суду дополнительных материалов для вынесения решения об избрании ему меры пресечения.
Суд принял аналогичные решения в отношении Данильченко, Троицкой и замруководителя второго отдела по расследованию особо важных дел СУСК по Кемеровской области Крюкова. Таким образом, суд изберет им меру пресечения 18 ноября.
Что касается остальных задержанных, то решение о мере пресечения им будет решаться в среду.
АО «Разрез «Инской» — угледобывающее предприятие в селе Старопестерево Беловского района Кемеровской области, построено на участке недр бывшей шахты «Сигнал», закрытой в 1998 году из-за подземного пожара. Восстановительные работы начались в 2006 году, в феврале 2011 года предприятие ввели в строй. Здесь отрабатываются верхние горизонты с низкой метаноносностью пластов. Годовая проектная мощность 1,5 миллиона тонн, марка угля «Д». В 2015 году добыча на «Инском» сократилась почти в два раза — до 712 тысяч тонн (в 2014 году — более 1,36 миллиона тонн).
В июле Цыганков оказался под следствием по уголовному делу о «злоупотреблении полномочиями, повлекшем тяжкие последствия». По версии следствия, руководство и акционеры «Инского» организовали и обеспечили такой порядок взаиморасчетов с контрагентами, при котором стала невозможной уплата платежей в бюджетные и внебюджетные фонды. Образовалась кредиторская задолженность более 500 миллионов рублей, более 800 работников остались без зарплаты. Предприятие, по данным СУСК, находится под угрозой банкротства. Новой информации по этому делу не поступало.
Источник: ria.ru