Ситуация с мошенничеством в банковской сфере продолжает ухудшаться. Объем жалоб на спам, телефонные звонки от «служб безопасности» и наглые попытки отъема денег напоминает лавину, накрывшую не только банки, но и всю страну.
По данным Банка России, финансовые потери клиентов кредитных организаций, осуществлявших переводы с помощью электронных средств платежа, в прошлом году в сравнении с 2019 г. выросли сразу на 52,2%, составив 9,8 млрд рублей (запомните эту цифру).
Доходность криминальных схем впечатляет.
Неудивительно, что на фоне проблем, вызванных пандемией, а также многолетнего падения реальных доходов населения, все больше людей вовлекается в новое преступное ремесло. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, только в четвертом квартале 2020 г. выявлено более 16,5 тыс. лиц, совершивших кражи и мошеннические действия с применением IT-технологий. Это почти в 2 раза больше в сравнении с аналогичным периодом 2019 г.
Как будут развиваться события, пока непонятно. С одной стороны, банки улучшают системы противодействия криминалу. С другой стороны, злоумышленники также не дремлют: внедряют новые технологии, шлифуют психологические приемы, совершенствуют мошеннические практики.
В это непростое время Банк России пытается если не возглавить борьбу, то хотя бы обеспечить ее регулирование на законодательном уровне, вводя различные нормы, требования и показатели.
Значение одного из таких критериев в публикуемых Отчетах об операциях без согласия клиентов, а также в Годовом отчете Банка России за 2020 г. в экспертном сообществе вызвало недоумение. Речь о доле мошеннических операций в общем объеме переводов и платежей клиентов. Нет-нет, сам показатель широко применяется во всем мире для оценки уровня мошенничества как платежными системами, так и кредитными организациями. Но…
По данным отчетов регулятора, в 2020 г. значение параметра составило вроде бы не вызывающие беспокойства 0,00117%. Пороговое значение, нормативный рубеж, пройдя который нужно предпринимать значительные усилия, равен 0,005%.
Если же отвлечься от сухих долей, получается, что ущерб граждан и организаций в размере 9,8 млрд рублей – это вполне нормальная ситуация. По предлагаемой Банком России логике, волноваться нужно, лишь когда доля мошеннических операций в общем объеме операций составит 0,005%, а это применительно к 2020 г. более 40 млрд рублей.
Но вот незадача: по данным Банка России, в 2020 г. объем электронных трансакций составил 91,08 трлн рублей, значит, доля мошеннических операций в общем объеме платежей и переводов с использованием электронных средств (вспомните цифру в начале публикации) составила не 0,005, а без малого 0,01%.
Получается, что ущерб уже превышает норматив в два раза!
В то же время, Годовой отчет Банка России и отчеты по операциям без согласия клиентов предпочитают об этом не упоминать. Действительно, «средняя температура по больнице» в пределах нормы, а до ущерба в 40 млрд. рублей еще ой, как далеко.
Возможно, когда страна не только по факту, но и на «бумаге» достигнет этого рубежа, что-то начнет меняться. Найдутся силы и возможности для более вдумчивого отношения к проблеме не только со стороны Банка России, но и других государственных органов, в первую очередь, правоохранителей. А пока вокруг нас рушатся планы, надежды, судьбы.
Надеяться остается только на себя, свой банк и приложение в мобильном телефоне. Грустно.