Начало войны: горькая правда

Начало войны: горькая правда

Начало войны: горькая правда

Годовщина начала Великой Отечественной — повод вспомнить о том, какую цену в конце концов заплатила страна и народ за красный флаг над Рейхстагом.

По большому счету и сегодня идет отечественная война, третья за российскую историю. И в этот скорбный день мы просто обязаны попытаться понять, почему в те страшные годы погибли 27 миллионов наших сограждан — куда больше, чем потеряли союзники и противники, вместе взятые.

ЗАБЫТЫЕ ФАКТЫ

В первый год войны СССР оставил врагу огромную территорию с развитой промышленностью и многомиллионным населением. Было потеряно до 90% военной техники, только в плен попали 4 млн военнослужащих. Эта военно-политическая катастрофа сопоставима лишь со Смутным временем начала XVII века. Главную ответственность за эту трагедию руководство страны возложило на командование РККА. Лишился должности нарком Тимошенко, не удержался и начальник Генштаба генерал Жуков. А ведь его командир Константин Рокоссовский в характеристике, подготовленной для Политбюро, писал: «Не склонен к штабной работе». Его место уже в третий раз занял часто болевший маршал Шапошников. В 1944 году маршал Жуков направил в ГКО докладную: «Мы не имели заранее подготовленных и обученных командующих. Все командиры учились воевать на войне». Резолюции на ней нет…

Сталин возложил на себя полную ответственность за действия Красной армии, руководил боевыми действиями через созданную Ставку, работавшую в тесном контакте с Генштабом. В нее входили не имевшие собственного мнения Ворошилов, Буденный, Тимошенко, Молотов, Шапошников, «находящийся в войсках» Жуков, а также адмирал Кузнецов. Понятно, что такая Ставка была, по сути, совещательным органом…

КАК ПРИНИМАЛИСЬ РЕШЕНИЯ

В сентябре 1941-го танковые клинья двух фронтов вермахта, форсировав Днепр, замыкали кольцо вокруг пяти армий Киевского направления. Город был обречен. В вой­ска поступил приказ отойти за Днепр, но главнокомандующий его отменил. В окружение попали 600 тыс. человек, огромное количество техники, фронт рухнул.

Первые крупное поражение немцев в декабре 1941-го под Москвой еще не означало разгром войск вермахта. Отступив, они закрепились на Ржевском выступе, с которого планомерно отошли только в марте 1943-го, после ликвидации под Сталинградом 6-й армии Паулюса. У Верховного главнокомандующего, получающего оптимистичные отчеты и справки, фотографии разбитой под Москвой техники, было радужное настроение. Имелись успехи под Ростовом, в Крыму, Карелии. Прилетевший в Москву министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден был поражен — на переговорах акцент делался на будущую советско-польскую границу. То есть Сталин был уверен в скорой победе.

5 января в Кремле Ставка, члены ГКО и командующие фронтами обсуждали план общего наступления — 1942 год должен был стать победным. После отчета Шапошникова Сталин отметил: «Немцы в растерянности от поражения под Москвой. Сейчас самый подходящий момент для перехода в общее наступление». Жуков высказался за продолжение наступления в центре, его поддержал только председатель Госплана Вознесенский. Генштаб в лице Шапошникова традиционно согласился с Верховным главнокомандующим. Он по-отечески заметил Жукову: «Зря вы спорили, этот вопрос Сталиным был заранее решен». Только когда год из «победного» превратился в «учебный», Верховный главнокомандующий начал выслушивать и учитывать. А однажды даже изменил свое мнение, согласившись с предложением генерала Рокоссовского о двух «главных ударах» при проведении операции «Багратион».

КРОВАВЫЙ ОПЫТ

Чем же в итоге обернулось общее наступление?

В результате Любаньской наступательной операции не удалось добиться взаимодействия Волховского и Ленинградского фронтов, погибла 2-я ударная армия, блокаду прорвать не удалось. Наступление четырех фронтов на Центральном направлении, продолжавшееся 13 месяцев, оказалось безуспешным, погибли более миллиона человек. Крымская катастрофа самая рукотворная. Куратор Ставки «главный комиссар» Мехлис, взяв на себя командование фронтом, развалил систему обороны. Манштейн вдвое меньшими силами разгромил советские войска.

Потом произошел харьковский коллапс. Сталин требовал новых побед любой ценой. Рвался в бой и Тимошенко, командующий Юго-Западным фронтом, он гарантировал освобождение Донбасса. Шапошников предупреждал, что немцы тоже готовят наступление. Верховный главнокомандующий его одернул: «Не сидеть же нам в обороне сложа руки, пока немцы нанесут удар первыми». На Курской дуге, кстати, подождали и победили, но уже в 1943-м… Немцы свой удар и нанесли, но вторыми, отрезав от баз танковый авангард. Так и возник коллапс, новый фронт удалось создать только под Сталинградом…

И только потом наступили победные 1944-й и 1945-й. Советский Союз этого добился ценою неимоверного напряжения сил и жертв народа и Красной армии. Новые командиры и командующие появились не благодаря академическому образованию — они набирались знаний и опыта в кровавых боях, не щадя не только жизни подчиненных, но и собственные.

Виктор Зубов.

Фото: С. Ведяшкин/ Агентство «Москва»

Источник

AgentNews.ru