В полиции некому служить: лихие 90-е вернутся?
Дефицит кадров в системе МВД достиг критической отметки — не хватает 152 тысяч сотрудников. Чем это грозит россиянам?
ВСЕ ДЕЛО В ДЕНЬГАХ?
Одному полицейскому сейчас приходится работать за четверых, признал глава МВД России Владимир Колокольцев. А это означает: неизбежная накопленная усталость, недосып, работа без выходных и праздников, эмоциональное выгорание и, как следствие, увольнение. Зачастую полицейские уходят в никуда: лишь бы подальше от такой работы. Но безработными крепкие парни, умеющие обращаться с оружием, конечно, не остаются. Тем более в условиях тотального дефицита кадров по самым разным специальностям.
Часть полицейских ушла на СВО. Но это небольшая часть, и это добровольцы и контрактники. У полицейских есть бронь от мобилизации. Между тем оперативники тоже рискуют схватить пулю или нож в живот на гражданке от любого неадеквата или наркомана, но за среднюю зарплату по стране в сумме около 45 000 рублей.
Самая большая проблема с кадрами в Приморье: там не хватает четвертой части сотрудников. В Магадане недокомплект полицейских — 24 процента, а в Туле, по соседству с Москвой, — 23 процента. Если смотреть по специализации, то в уголовном розыске не хватает 20 процентов сотрудников, у следователей — 21 процента, в патрульно-постовой службе — от 26 процентов и выше, в зависимости от региона. Дефицит участковых в Москве — 75 процентов.
Владимир Колокольцев уверен, что дефицит кадров в системе МВД произошел из-за неконкурентоспособного уровня зарплат.
— Мы не можем напечатать деньги и увеличить заработную плату для привлечения людей в органы внутренних дел, — сказал глава МВД, выступая в Совете Федерации. — А ситуация у нас не просто изменилась, она усугубилась. Могу сказать, что на сегодняшний день у нас некомплект личного состава — 152 тысячи человек. Что произошло? Многие льготы монетизировали. Но эти выплаты не компенсировались много лет. В итоге платежеспособность сотрудников МВД сократилась на 45 процентов.
НЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ – ОСТАНЕШЬСЯ БЕЗ ПРЕМИИ
Однако сами сотрудники МВД на условиях анонимности говорят, что дело не только в зарплатах. Порочна сама система оценки работы полицейских. По сути, если они добросовестно фиксируют нарушения и преступления, получается, что преступность растет. А если преступность растет, где раскрываемость? С них же требуют.
Порочна, как признают многие эксперты, сама система работы полиции. Об этом много говорят, но так и не решатся изменить правила оценки деятельности органов внутренних дел. Оценка успешности работы полицейского по «проценту раскрываемости» — глубоко ложный и очень вредный для всего общества посыл. Как утверждают многие эксперты, сегодня он вынужден буквально «создавать», причем по большей части незаконными способами, эти самые уголовные дела и «успешно» их раскрывать. Иначе не получит ни продвижения по службе, ни премии.
Здесь есть смысл вспомнить об успешной полицейской реформе в Грузии в середине нулевых. Причем эта реформа состояла буквально из двух решений. Во-первых, там полностью и единовременно заменили кадровый состав — в один день уволили из Министерства внутренних дел 15 тысяч сотрудников. Новых набрали из выпускников полицейской академии — у них не было опыта, зато не было и коррупционных связей. Во-вторых, была изменена главная официальная задача МВД. Раньше руководители управлений стремились снизить количество преступлений на своей территории, а их раскрываемость — повысить, что вынуждало сыщиков любыми способами добиваться у арестантов признательных показаний. От этой статистики отказались, и главной целью органов МВД стала поддержка безопасности граждан, полный учет жалоб и полная регистрация преступлений. Как видите, рецепт есть, и у Грузии можно многому научиться…
— Чтобы правильно оценивать деятельность полиции, необходимо полностью исключить статистику уровня раскрываемости, — считает генерал-майор полиции в отставке, член Совета по внешней и оборонной политике Владимир Ворожцов. — Именно этот показатель довлеет над правоохранительными органами и в существенной степени мешает им эффективно работать.
ЖЕНЩИНА В РОЛИ УЧАСТКОВОГО
Поскольку мужчины массово уходят из полиции, их пытаются заменить женщинами. Очень много женщин в последнее время среди участковых полиции. Хорошо это или плохо?
С одной стороны, это то самое «гендерное равенство в труде и зарплатах», о котором отчитывался министр труда Антон Котяков. С другой — участковому порой надо и физическую силу применить, и нож выбить из рук собравшегося зарезать жену придурка, и с наркоманом в стадии ломки справиться. Как это сделать хрупкой женщине?..
Чем обернется нехватка полицейских для простых граждан, гадать не приходится. Уже оборачивается. Полицейские все чаще отказываются возбуждать дела по «мелким», с их точки зрения, поводам вроде кражи смартфона или бытовых разборок. «Вот убьют, тогда и звоните!» — порой приходится слышать жертвам мужей-абьюзеров. На вызов избитой девушки полиция может и не приехать.
Как это случилось, например, пару лет назад с несчастной Верой Пехтелевой. Соседи несколько часов подряд названивали в полицию и говорили: «Срочно приезжайте! За стенкой душераздирающие крики. Убивают девушку!» Но оставшийся в ночи на телефоне дежурный так и не смог найти свободных людей. Когда полицейские наконец доехали до нужной квартиры, жестоко избитая бывшим парнем Вера Пехтелева уже была мертва…
Олег Павлов.
Фото: UNSPLASH.COM