Выпуск микрочипов коснулся кризис перепроизводства
Странное явление наблюдается на мировых рынках. Совсем недавно большинство стран отчаянно гонялись за компонентами микроэлектроники, бизнес кричал о дефиците микрочипов, и вдруг — стоп!
Крики смолкли, а из азиатских регионов, где расположились ведущие производители самых современных чипов, стали доноситься стоны бизнеса. Дескать, все склады забиты под завязку, спрос падает, а производители микросхем разоряются. Специалисты пока не могут внятно растолковать, что произошло, а те объяснения, которые все же попадают в СМИ, выглядят сомнительными и нелепыми. А может, все по Марксу: просто кризис перепроизводства?
Отечественные эксперты считают, что происходящее предоставляет новые возможности для российской экономики, которую Запад старался лишить именно микроэлектроники.
Уже 25 февраля 2022 года Бюро экспортного контроля Минторга США анонсировало экспортные ограничения для России, которые затронули полупроводники, компьютеры, телеком-оборудование, лазеры, датчики и оборудование в области информационной безопасности. Крупнейший мировой производитель полупроводников — тайваньская TSMC, на мощностях которой выпускались российские процессоры «Байкал», «Эльбрус» и «Скиф», почти сразу прекратила поставки в РФ. По мнению аналитиков, в рамках санкций это был едва ли не самый серьезный удар по экономике РФ.
Советский Союз был в свое время одним из лидеров в микроэлектронике, но те времена, увы, в прошлом. В 90-е эта отрасль усилиями либерал-реформаторов пришла в упадок, а мировые технологии, наоборот, шагнули далеко вперед. Сейчас лидеров в производстве микросхем и процессоров в мире осталось всего три: тайваньская TSMC, корейская Samsung Electronics и американская Intel. Примкнувший к ним Китай разом вложил сотни миллиардов долларов в развитие отрасли и быстро ее поднял.
Но вот новая ситуация. Ряд экспертов считает, что у России сегодня достаточно денег, чтобы опустошить склады компаний — производителей чипов. Более того, предполагается череда банкротств таких азиатских компаний, которые надо будет покупать целиком — вместе с оборудованием, технологиями и персоналом, как это делало руководство СССР в начале индустриализации.
«Для многих предприятий параллельный импорт — это теперь основной канал поставок электронных компонентов в РФ, — утверждает глава российской компании по сборке микросхем «Элодика» Константин Кириллов. — Он может обеспечить наши предприятия необходимыми компонентами «здесь и сейчас». Параллельный импорт выгоден и для мировых производителей. Главное, чтобы «никто об этом не знал». И чтобы государство не поскупилось выделить нужные деньги.
Алексей Воробьев.
Фото: Pixabay.com