Где начинается Шелковый путь?

Где начинается Шелковый путь?

Много веков назад связующим звеном между Восточной Азией и Средиземноморьем был Великий Шелковый путь, который брал свое начало в городе Сиань в провинции Шэньси. Сегодня Сиань – динамично развивающийся город, претендующий на звание одного из ключевых экономических и культурных центров страны.

Добраться до Сианя из Пекина можно на скоростном поезде – он преодолевает расстояние более чем в тысячу километров примерно за шесть часов. Просторы Китая на протяжении всего пути окутаны смогом – видны лишь очертания домов и растительности, а ведь в Китае еще не начался отопительный сезон.

Развитие Сианя осуществляется в рамках масштабной стратегии «Один пояс, один путь», о которой Китай объявил в 2013 году. Она направлена на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии. Стратегия включает два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь.

Порт без моря?

В программе тура для журналистов одним из пунктов стояло посещение порта в Сиане. «Но здесь же нет моря?», – удивились участники группы. Оказалось, что одним из центральных объектов Нового шелкового пути является так называемый «сухой порт», расположенный на территории Международного торгово-логистического парка Сианя, который и решили показать журналистам.

«Сухой порт» Сианя (Inland port) планировался как первый удаленный от промышленных центров хаб, который свяжет сухопутные грузовые маршруты экономического пояса Нового шелкового пути.

Сейчас он является связующим звеном между восточными береговыми районами Китая, где располагаются крупнейшие порты страны, и западными областями. Это и центр международной логистики: китайские контейнеры из порта отправляются в Европу – в Германию и Польшу.

Вокруг порта

В порту также располагается бондовая зона площадью 6 квадратных километров, интересная гибкостью местного правительства в привлечении иностранных инвестиций, объем которых, по словам представителей комплекса, уже составил 16 миллиардов юаней (2,3 миллиарда долларов).

Иностранные и местные предприятия, расположенные в таких зонах, получают право вести торговлю в условиях льготного налогообложения. Власти предоставляют им выгодные условия для развития технологий и переработки сырья. Так, например, товар может быть ввезен в бондовую зону, переработан и вновь экспортирован из Китая беспошлинно.

Одним из ключевых звеньев портовой инфраструктуры также является сианьская центральная контейнерная железнодорожная станция – одна из 18 в Китае. Общая сумма инвестиций в нее составила 680 миллионов юаней (100 миллионов долларов). «После открытия первой очереди сообщения 1 июля 2010 года объем контейнерных грузоперевозок растет каждый год», – заверили журналистов представители комплекса.

Масштабный проект строительства не ограничивается лишь территорией портовой зоны – к ней прилегает новый жилой и деловой районы. «Центральный деловой район международного порта – это комплексный высококлассный центр и база главных офисов предприятий, которая включает в себя офисы, конференц-центры, гостиницы и рестораны», – пояснили журналистам.

После основания парк привлек инвестиции более чем к 60 проектам, их общий объем составил 90 миллиардов юаней (13 миллиардов долларов), в комплексе было зарегистрировано около 200 новых компаний. Представители парка также отметили, что переговоры об инвестировании сейчас ведутся с американской FedEx, датской Maersk, индийской Tata Group, китайской Lenovo.

На первом этапе общая площадь международной портовой зоны составляет 44,6 квадратного километра. В жилую зону уже переехали жить 75 тысяч человек, говорилось во время презентации комплекса.

«Используя модель замены домов с участками многоквартирными домами, был… построен новый район для горожан, в котором есть все для жизни, отдыха, образования, спорта и здравоохранения», — говорится в презентации района. Кроме того, строится третья ветка сианьского метро, новый кампус сианьского железнодорожного технического училища, школа и детский сад.

 

Город-призрак?

Масштабы строительства действительно впечатляют, особенно, если учесть, что это далеко не единственный новый район в Китае. Пройтись пешком по жилому кварталу группе журналистов не разрешили, но из окна автобуса можно было увидеть пустынные проспекты, череду нежилых домов, огромное пустое здание университета.

В торговом центре, куда привели группу, половина этажей также оказалась пустынной. Объяснили это тем, что комплекс находится на этапе строительства, переговоры с возможными компаниями-резидентами пока еще находятся на предварительных этапах.

В то же время, эксперты уже не первый год говорят о переизбытке предложения на рынке недвижимости Китая. Найдут ли новые районы, построенные с китайским размахом, своих жителей или так и останутся стоять про запас? – Этот вопрос так и остался без ответа.

Во время беседы с журналистами один из сотрудников порта посетовал, что сотрудничество с Россией пока развито слабо, в частности он сослался на некие ограничения в сфере таможни. При этом он выразил надежду, что ситуация в будущем изменится, поскольку товары двух стран интересны друг другу.

Перед отъездом группы журналистов из сухого порта смог над новым районом начал рассеиваться.

Источник: ria.ru

AgentNews.ru