Рассказывая прошлой осенью об ассортименте «параллельных» автомобилей концерна Volkswagen, я предположил, что Skoda может вообще исчезнуть с российского рынка — настолько низким был интерес дилеров к обходным поставкам машин этой марки. К счастью, я ошибся: недавно в продаже появились Шкоды из Китая!
Дилеры многих европейских и японских брендов продолжают своими силами ввозить и продавать у нас новые автомобили даже после прекращения официальных поставок, но Шкоде в этом плане не повезло. Чешскую марку подвел «народный» имидж производителя относительно недорогих машин. По словам менеджеров в автосалонах Шкоды, экономика параллельных поставок автомобилей из Европы получается невыгодной: со всеми накладными расходами автомобили выходят слишком дорогими. Опыт некоторых дилеров с привозом нескольких машин это только подтвердил.
Поэтому большинство шоурумов Шкоды либо уже переключилось на торговлю китайскими автомобилями, либо готовится к этому. Что характерно, в Москве и области выбор делается в основном в пользу марки Changan. Сервис пока остается, есть даже официальные запчасти: для своей Октавии я сделал плановое ТО в конце мая, все необходимые расходники имелись в наличии. Официальные автомобили тоже пока еще есть, но ассортимент совсем бедный, а цены неразумные.
Но минувшей весной Рольф решился на поставку партии автомобилей Skoda из Китая. Там производством чешских машин с 2007 года занимается совместное предприятие SAIC Skoda. Продажи постепенно росли, и самым лучшим периодом стали 2016—2018 годы, когда удавалось продавать по 330—350 тысяч штук, но потом спрос стремительно пошел вниз. В 2021 году на рынке КНР удалось реализовать только 56 тысяч автомобилей Skoda, а в 2022-м — менее 45 тысяч. Уже пошли слухи о том, что вместо Шкоды концерн Volkswagen создаст в Китае новый отдельный бренд. Однако пока производство продолжается, и теперь эти машины можно купить в России.
Первая ввезенная партия включает две модели. Самые дешевые модели в нее не вошли: седан Skoda Rapid (от 99900 юаней, или 1175000 рублей по текущему курсу) и маленький паркетник Skoda Kamiq (от 111900 юаней, или 1316000 рублей) со всеми затратами на транспортировку и легализацию оказались бы слишком дорогими для своего класса. Зато в китайской гамме нашлась подходящая модель, давно и хорошая знакомая российским покупателям, — лифтбек Skoda Octavia предыдущего поколения A7.
Это не залежавшиеся на складе машины: производство модели Octavia A7 до сих пор продолжается в КНР, хотя там есть и более современная Skoda Octavia Pro поколения A8. Но, чтобы развести две Октавии по ценовым нишам, «а-седьмая» осталась на конвейере только в самых простых вариантах. Такие машины там стоят 110—117 тысяч юаней (1289000—1371000 рублей в прямом пересчете по текущему курсу), тогда как Octavia Pro оценивается минимум в 143900 юаней (1688000 рублей).