Государственных служащих опять хотят массово пересадить на отечественные автомобили. Вспоминаем, чем заканчивались подобные инициативы в прошлом
Фото: autowp.ru «Буханка» или Tiguan. Сравнение цен на автомобили в России и за границей Штраф ₽300 тыс. и новая пошлина: что изменится для водителей летом Хонингование: что это, процесс и оборудование Дефицит автомобилей в России: репортаж с площадок с новыми машинами
В рамках ПМЭФ-2022 глава Министерства финансов Антон Силуанов предложил поддержать отечественных производителей за государственный счет — например, пересадить их на автомобили Lada. Инициативу косвенно одобрил Дмитрий Песков: «Знаете, я готов, как госслужащий, ко всему. Каждый госслужащий у нас готов ко всему», — заявил пресс-секретарь президента. Разбираемся, возможно ли реализовать этот план, и чем аналогичные попытки заканчивались в прошлом.
Сколько нужно машин
По данным Росстата, общее количество госслужащих в России составляет примерно 1,4 млн человек. Официальных сведений о том, сколько машин находится в их распоряжении, в открытом доступе нет — но если предположить, что уровень автомобилизации чиновников соответствует уровню автомобилизации россиян (а это около 32%), то получится сумма порядка 400-450 тыс. экземпляров.
Разумеется, единовременно заменить весь этот автопарк на новенькие «Лады» невозможно: годовой объем выпуска на «АвтоВАЗе» составляет примерно 350 тыс. автомобилей. Но если говорить о постепенной замене отслуживших свое иномарок на отечественную продукцию, то такой сценарий возможен на горизонте нескольких лет.
Ведь еще в июле 2020 года правительство ввело полный запрет на госзакупки автомобилей, которые не производятся в России — а еще раньше, в 2014-м, аналогичное постановление подписывал Дмитрий Медведев. По сути, подавляющее большинство машин чиновников уже было в той или иной степени локализовано: например BMW, Genesis и Hyundai собирались в Калининграде, Toyota — в Санкт-Петербурге, Volkswagen — в Калуге и так далее.
Но теперь перспективы производства иномарок в России выглядят как минимум туманно. Для высших чинов это не проблема — ведь проект Aurus все-таки удалось запустить, и сборка представительских моделей, согласно заявлениям компании, ведется даже сейчас. А вот у служащих рангом пониже может просто не остаться выбора.
Ведь если зарубежные бренды так и не выйдут из режима заморозки, то на территории России сохранится всего несколько собственных или локализованных брендов: Lada, УАЗ, возрожденный «Москвич» да китайский Haval с заводом в Тульской области. Вполне вероятно, что со временем появятся и другие компании из того же Китая (например, на «Москвиче» могут наладить сборку JAC), но глобальной картины это не меняет. И ровно поэтому шансы увидеть чиновников на отечественных машинах теперь выше, чем во время предыдущих попыток.
Немцов и «Волги»
Самая известная из них относится к 1997 году. Тогда президент Борис Ельцин с подачи первого вице-премьера Бориса Немцова подписал указ, согласно которому за государственный счет могли покупаться только автомобили отечественного производства. Фактически подразумевалась пересадка чиновников на «Волги», ведь других машин аналогичного класса в России не существовало. Сами же «Волги» на тот момент были сильно устаревшими и не отвечали требованиям динамики, комфорта и надежности.
Фото: auto.ru
Несмотря на дату публикации — 1 апреля 1997 года — постановление все-таки не было шуточным, а госзакупки нижегородской продукции вскоре стартовали. Причем самые прозорливые чиновники разживались «Волгами» в двойном количестве — на случай поломки.
👉 Советская роскошь. На чем ездила элита СССР
Мучения слуг народа длились недолго: посмотрев, что сам Борис Ельцин продолжает ездить на роскошном Mercedes-Benz W140 (согласно официальным заявлениям, из-за требований безопасности), они потихоньку вернулись к привычным иномаркам, а в 1999 году закон был вовсе отменен президентом.
Лужков и «Москвичи»
Примерно в то же время темой импортозамещения озаботился и столичный мэр Юрий Лужков. Пытаясь спасти тонущий «Москвич», он поддержал идею создания люксовых вариаций на тему устаревшего «сорок первого» семейства. Так появились удлиненные седаны «Князь Владимир» и «Иван Калита» — их суммарный тираж не превысил и полутора тысяч, но многие экземпляры были закуплены столичным правительством.
Фото: Панов Алексей / Фотохроника ТАСС
Например, сам Лужков долгое время ездил на «Владимире» вишневого цвета и, надо сказать, держался до последнего. Обратно на иномарку он пересел только в 2001 году — последним из московских чиновников.
Модели для элиты
Попытки выпустить что-то достойное российских чиновников велись не только на самих заводах. Например, хорошо известен лимузин «Кортеж» на базе ГАЗ-31029. Комично растянутую «Волгу» построили в институте НАМИ — и символично, что нынешний Aurus, который создавался там же, поначалу назывался «Кортеж». К счастью, образец 1995 года в серию не пошел, а позже его авторы заявляли, что это был не более чем концепт-кар.
Еще более смелые эксперименты ставили в самарской фирме «Мастер-дизайн». Сначала там соорудили удлиненный ВАЗ-21099, который получил название «Амадео 500», где 500 — это длина центральной вставки кузова в миллиметрах. Затем, уже на базе «десятки», был построен проект «Лада Консул» — там удлинение составило уже 650 миллиметров.
Салоны лимузинов были отделаны кожей и деревом, оснащены откидными столиками, телевизорами, холодильниками и прочими наворотами — но по каким-то причинам ни одна, ни другая модель так и не нашли покупателей.
Чуть успешнее сложились дела у модели ВАЗ-21108 «Премьер» — таких компанией «Супер-Авто» было изготовлено около 2000 экземпляров. Технически это тоже была растянутая «десятка», но прибавка в длине составила сравнительно скромные 175 мм (все они пошли на благо задних пассажиров). Дизайн остался вполне гармоничным, а вместо цыганского китча в салоне появились полезные вещи — дополнительная шумоизоляция, улучшенные материалы, кондиционер, электропакет и многое другое.
Фото: АвтоВАЗ
Наконец, самый свежий отечественный пример — Lada Vesta Signature. В 2015 году удлиненная на 250 мм «Веста» с роскошным интерьером была построена в качестве подарка для тогдашнего президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона. Причем сам швед об этой инициативе не знал, и поначалу подарок не принял, заодно отругав подчиненных за немотивированную трату денег (всего на машину потратили около 5 млн руб.).
Однако затем Андерссон все-таки пересел на Vesta Signature, еще один экземпляр сделали для губернатора Самарской области Николая Меркушкина, а суммарный тираж лимузина составил четыре единицы. Глава партии ЛДПР Владимир Жириновский тогда даже выступил с инициативой пересадить всех российских чиновников на такие «Весты», но дальнейшего развития эта идея не получила. Как знать, не вернутся ли к ней правительство и «АвтоВАЗ» в новой реальности?
Фото: АвтоВАЗ
Источник: www.autonews.ru