В истории автопрома Турции были и Fiat 124, и заградительные пошлины, и военный переворот, и локализация, и даже автомобиль для президента. Схожи ли в этом Турция и Россия? Диаметрально противоположны.
Можно сказать, что автомобили — это турецкая нефть. Ведь 73% всех выпущенных машин местные заводы отправляют за рубеж, а взамен получают выручку, которая в 2021 году составила 29,3 млрд долларов, — это самая крупная статья национального экспорта (13,3% от суммы всех внешних поступлений). В Европе Турция по объему выпуска автомобилей занимает аж четвертое место. Мало того, в стране производятся почти все компоненты! Но что самое интересное, собственный внутренний спрос на машины турецкая автоиндустрия полностью закрыть не может. И страна даже не стремится к такой цели.
Расклад примерно такой: из десяти выпущенных автомобилей Турция семь штук отправляет на экспорт (пять в Европу, остальные — по другим странам). А три продает на внутреннем рынке. Но этот внутренний рынок требует шесть машин, чтобы удовлетворить спрос, поэтому еще три приходится импортировать. Итого: десять выпустили, семь продали, три купили.
Эта модель полностью противоположна той, что была у нас до 2022 года, когда из десяти выпущенных автомобилей мы девять оставляли себе, а экспортировали даже не один, а только его часть — образно выражаясь, кузов с мотором без салона и колес. И покупали за границей еще две с половиной машины.
Вот как все выглядит в абсолютных цифрах: 1,3 млн — это общий объем производства легковых и легких коммерческих автомобилей в Турции в 2021 году. Он почти идентичен объему производства в России за тот же год. Турецкий экспорт — 937 тысяч, импорт — 426 тысяч, а объем внутреннего рынка — 737 тысяч. Это означает, что доля машин локального производства в общих продажах всего 42%, а у нас — 83,5%. Герметичная система против проточной. Хотя стартовые точки у нас были очень похожи.
Ford, Fiat и пятилетки
У истоков турецкой массовой автомобилизации, как в СССР, стоял Ford, но произошло это почти на 30 лет позже. В 1960 году в Стамбуле начал работать завод Otosan, который выпускал седаны Ford Consul и минивэны Ford Thames Trader. Чуть позже, в 1964 году, к Отосану добавился концерн BMC, который организовал в Измире сборку автомобилей Morris и Austin. До этого производство автотранспорта ограничивалось мелкосерийной сборкой американских грузовиков, тракторов и армейских Виллисов, которая началась в 50-х.