Отмена обязательного техосмотра обрела конкретные черты

Процедуру решили стимулировать скидками на ОСАГО

Идея об отмене обязательного техосмотра для частных легковых автомобилей получила дальнейшее развитие: МВД официально предложило правительству сделать эту процедуру добровольной. Об этом заявил глава ГИБДД Михаил Черников. При этом россиян планируется мотивировать на прохождение ТО: в качестве стимула предложено понизить ставку транспортного налога и цену полисов ОСАГО для тех, кто подтвердит исправность своего автомобиля.

Отмена обязательного техосмотра обрела конкретные черты

Все началось, напомним, с того, что 1 марта этого года вступили в силу новые правила проведения техосмотра: теперь факт его прохождения должен фиксироваться на фотографиях с геопривязкой, а все диагностические карты (документ о проведении техосмотра с детальными показателями) заносятся в единый реестр специализированной системы ЕАИСТО. Притом что большинство диагностических карт в последние годы выдавались — и это было секретом Полишинеля — без фактического осмотра автомобиля, в России просто не нашлось к 1 марта достаточного количества пунктов ТО, которые были бы к тому же оборудованы всем необходимым для новой процедуры.

А учитывая госпошлину на техосмотр в размере 720 рублей с легковушки — создавать их никто и не рвался. Что в конце концов осознали и в ГИБДД.

— Мониторинг доступности для населения услуг по техническому осмотру транспортных средств, проведенный МВД РФ, показал неготовность действующей системы технического осмотра к выполнению законодательства в данной сфере, — констатирует глава ГИБДД Михаил Черников. — В ряде регионов не выполняются нормативы по минимальной обеспеченности населения пунктами ТО. При этом тарифная политика негативно влияет на возможности развития рынка. Эти факты могут привести к трудностям при прохождении ТО для граждан.

По словам генерала, его ведомство инициировало на уровне федерального правительства отмену обязательности техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов физлиц. При этом обязанность поддерживать автомобиль в исправном состоянии и ответственность за последствия эксплуатации неисправных авто остается на владельце, подчеркнул Черников: «В соответствии с ПДД, владелец обязан исключить из эксплуатации неисправный автомобиль вне зависимости от факта прохождения ТО».

Таким образом, потенциальную напряженность, которая могла возникнуть в октябре этого года (с 1 октября перестанут действовать даже продленные 1 марта особым распоряжением диагностические карты), ГИБДД купирует. Но в транспортной полиции, разумеется, прекрасно понимают: нет обязанности — нет и техосмотра. Добровольно проходить эту процедуру автовладельцы поедут только при серьезном стимуле. Когда в июне идея добровольности ТО для частников впервые была озвучена ГИБДД, представители страховых компаний уже намекнули, чем именно можно заинтересовать их клиентов. Дифференцированный тариф для тех, у кого есть «QR-код», то есть диагностическая карта, и для всех остальных — это несколько тысяч живых рублей разницы, и это может вполне оказаться аргументом.

Отсюда — и идея дорожных полицейских стимулировать на добровольный техосмотр рублем. Правда, помимо скидок на ОСАГО (о которых только предложено подумать страховым компаниям и РСА), в ведомстве предложили еще и налоговые бонусы. Министерства и ведомства могут подготовить и свои соображения по поводу стимуляции.

— В принципе, это очень хорошая идея — распространять скидки на ОСАГО на тех водителей, которые добровольно доказали, что их автомобиль безопасен, — заявил «МК» общественник, лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Но страховые компании вообще, насколько мне известно, сейчас исключили фактор технической исправности из расчета тарифов, так как, по их статистике, это мало влияет на аварийность. Так что предложения МВД по добровольности ТО — логичны и укладываются в статистику страховщиков. И не противоречат тому, что мы видим своими глазами. МВД сосредоточится на ТО автомобилей группы риска — грузовики, автобусы, такси, каршеринг, и это правильно.  

— Это может быть вполне рабочим инструментом, если тарифная сетка будет проработана, — рассказали «МК» в одной из крупных страховых компаний, занимающихся ОСАГО. — Возможно, в добровольном виде техосмотр будет устроен более «по-человечески», и достаточное количество автовладельцев пойдут на то, чтобы протестировать исправность своей машины, если она немолода. Что касается тарифов автогражданки, то в связи со значительным подорожанием запчастей и материалов они, скорее всего, будут повышены в ближайшее время. И сохранение для прошедших ТО старых цен может быть серьезным аргументом, чтобы пройти техосмотр.

В столичном пункте технического осмотра корреспонденту «МК» рассказали, что в данный момент желающих провести ТО частников стало гораздо меньше — на это влияет летнее время и грядущая отмена обязательного техосмотра. В целом же персонал пункта сейчас зарабатывает в том числе оказанием дополнительных услуг — тестированием работы тормозных систем, головного света, «легальности» тонировки у автомобилистов, которые хотят быть точно уверенными в исправности машин. Если сделать такой широкий набор услуг официальным, можно было бы вывести пункты ТО на окупаемость, отметили сотрудники. Правда, гостариф на прохождение техосмотра все равно убыточен: персонал ПТО надеется, что в связи с добровольностью ТО его повысят.

Источник

AgentNews.ru