Вакуумный усилитель тормозов — в салоне над педалями, главный цилиндр сцепления в крыле над левым колесом. Глушитель сварен из бывшего огнетушителя, а передний стабилизатор — от ижевской Орбиты. Это гоночный пикап Иж-27151 — последний спортивный автомобиль, созданный в Ижевске перед крахом Советского Союза.
Завод ИжАвто создавался в 1965 году как еще одна площадка по выпуску Москвичей-412, но во многих областях стал передовым. Ведь именно в Ижевске были созданы первый в СССР хэтчбек Иж-2125 Комби и грузопассажирский «каблучок» Иж-2715, который более чем десятилетие оставался единственным легким развозным грузовичком в стране. Можно вспомнить и ранние эксперименты с полным приводом: внедорожники Иж-5 и Иж-14 разрабатывались параллельно с тольяттинской Нивой. Но они не были доведены до серийного производства во многом из-за того, что Министерству обороны, к которому формально относился ИжАвто, все это было просто не нужно.
На существовании заводской спортлаборатории военная специфика сказывалась двояко. С одной стороны, в Ижевске построили целую партию гоночных седанов Иж-412 Ралли для секций ДОСААФ. Для 1972 года это было в новинку: ни один завод в СССР подобного не делал, а прибалтийские команды Вихур и ВФТС начали собирать раллийные Жигули для продажи позже. Понятно, что уровень подготовки этих 412-х был довольно скромным, они предназначались начинающим спортсменам, но сам факт! А с другой — каждый выезд на гонку за границу из «закрытой» Удмуртии был целой проблемой.
Ралли «Рейд Польский» 1973 года. За рулем Ижа-412 Стасис Брундза, штурман — Анатолий Брум, который позже возглавил тренерскую работу в сборной СССР по ралли
Вообще в Ижевске автоспорт был организован совсем иначе, чем на АЗЛК или ВАЗе. Это в Москве гонщикам нужно было ходить по цехам и коррумпировать рабочих, чтобы получить ту или иную деталь. Например, за бутылку — универсальную тве… то есть жидкую валюту СССР. А вот на ИжАвто главный конструктор всерьез поддерживал гоночную команду — весь экспериментальный цех работал над форсировкой двигателей и доработкой подвесок. Добавьте к этому оборонные компетенции и экспериментальные смазочные материалы, повышавшие отдачу мотора. Любопытно, что знаменитый раллист Стасис Брундза, который и создал компанию ВФТС, первых серьезных успехов добился как раз в Ижевске. На Москвиче-412 он стал вице-чемпионом СССР по ралли в 1968 году и взял золото в 1971-м, а год спустя на международной гонке «Рейд Польский» занял третье место в абсолютном зачете, уступив только итальянцу Рафаэлю Пинто на Фиате-124 и… Вальтеру Рёрлю на купе Ford Capri с мотором 2.8.
Вообще семидесятые были расцветом ИжАвто. Новые модели, успехи в спорте. Помимо Брундзы, в команде блистали Константин Антропов, Анатолий Козырчиков, Виталий Шихов. И конечно, Владимир Гольцов. С 1977 по 1979 год он оставался бессменным чемпионом СССР по ралли, но затем его штурман, Сергей Штин, ушел с завода. А без него повторить успех на раллийных трассах Гольцов не смог. Зато вдоволь отыгрался в трековых гонках, где ему не было равных с 1979 по 1985 год. Владимир до последнего ездил на 412-м, даже когда команда АЗЛК пересела на Москвичи-2140 SL, а вазовские гонщики осваивали передний привод.